Речные круизы на 2024 год надо бронировать сейчас, будет подорожание
Представители рынка речных круизов оценивают навигацию 2023 года как успешную. Продажи выросли на 15-17%, а высокий сезон прошел со средней загрузкой 80-90%. При этом эксперты предсказывают неизбежное подорожание круизов в сезоне 2024 года на 15-20% в связи с резким ростом стоимости дизельного топлива, а также повышением расходов на питание и экскурсии на маршрутах.
«Мы все свои планы на этот год выполнили и даже поставили дополнительные круизы. Например, теплоход «Дягилев» у нас был запланирован до начала октября, но он отходил до конца месяца. Для нас это хороший сезон – с учетом того, что компания не так давно переориентировалась на внутренний рынок и в этом году мы вывели весь наш флот», – сообщил руководитель отдела продаж туроператора «Донинтурфлот» Александр Шкарупин.
«Есть немало нюансов, связанных с продажей круизов, ценообразованием, нам предстоит всё проанализировать и откорректировать. Но в целом мы отработали сезон со средней загрузкой под 90% и знаем, что это очень неплохой показатель по рынку. Перевезено порядка 50 тысяч пассажиров, это хороший объем», – уточнил эксперт.
Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский также оценивает сезон как удачный, хотя туроператорам было тяжелее работать, чем в прошлом году из-за отсутствия кэшбэка и повышения цен на дизельное топливо.
«Туристы привыкли к кэшбэку и до последнего ждали, что он будет и в этот раз. Его отсутствие сказалось на спросе по крыльям сезона, то есть весной и осенью. Плюс в этом году добавились новые лайнеры, что стало дополнительным вызовом. Загрузка в среднем по рынку соответственно снизилась. Плюс неожиданное подорожание топлива в августе, которое сильно увеличило себестоимость круизов», – рассказал он.
Положительным итогом сезона эксперт назвал растущую популярность круизов. «С 2019 года аудитория этого сегмента выросла вдвое и приток новых клиентов продолжается. Например, по данным компании «Созвездие», в круизах выходного дня число новых туристов доходило в этом году до 80%. Практически рекорд, никогда раньше более 50% этот показатель не составлял. И мы уже видим этих новых людей в последующих бронированиях, в том числе на сезон 2024 года», – пояснил Михайловский.
Руководитель комиссии РСТ по круизному туризму, генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев оценивает среднюю загрузку по рынку на уровне 83-87%.
«Это очень неплохо, учитывая дополнительные лайнеры. Загрузка была бы выше, если бы не отсутствие кэшбэка, которое снизило весенний спрос. Кроме того, кэшбэк позволял некоторым туристам отправляться в круизы дважды за сезон. Плюс подорожание топлива в августе, подкосившее осень у многих компаний. Тем не менее конкретно по нашей компании мы оцениваем годовой рост примерно в 17% и считаем это хорошим результатом, в среднем по рынку он составляет не менее 15%», – отметил эксперт.
Андрей Михайловский предсказывает подорожание круизов в 2024 году на 15-20%. «Еще летом рост цен на круизы будущего года составил 10%. В июле цена на дизельное топливо неожиданно выросла на 30-40%, что не закладывалось в первоначальные бюджеты компаний и сильно ударило по доходам. Одновременно повысились цены на продукты питания примерно на треть и на столько же – на экскурсионное обслуживание на берегу. Так что в итоге можно ожидать увеличения цен в среднем на 15-20%. Поэтому выгодно бронировать круизы сейчас, так как по раннему бронированию действует скидка», – заметил Михайловский.
Алексей Растегаев среди других трендов будущего сезона назвал расширение сроков навигации. «При растущем спросе и увеличившемся флоте надо удлинять сезон. Многие компании планируют начать навигацию-2024 раньше, чем обычно, а закончить – позже», – отмечает он.
В этой ситуации, как считает Михайловский, встает вопрос необходимости государственной поддержки – без субсидирования в низкий сезон круизным компаниям трудно загружать теплоходы.
Александр Шкарупин полагает, что развитию маршрутной сети сильно мешает нехватка новых причалов, а также их высокие тарифы для круизных операторов. «Мы донская круизная компания и хотели бы подробнее представить регион в своих программах, но сделать это непросто. Причалов не хватает. Нужен причал в Азове, там можно сделать интереснейшие программы. Должны быть причалы в станице Пухляковской, Константиновске. Закрыт по непонятной причине причал в станице Романовской. А вот открылся, например, причал в Таганроге, и мы видим резкий всплеск интереса к городу», – говорит он.
Михайловский полагает, что у сезона-2024 хорошие перспективы. За три месяца раннего бронирования круизы, по его словам, купили на 80-90% больше туристов, чем за тот же период год назад.
«Круизы очень хорошо сейчас расходятся. И, что нас особенно радует, появилось много новых турагентств, планирующих продавать этот продукт. Это те, кто в ушедшем сезоне еще в них не поверил полностью, а сейчас готовы, потому что, во-первых, о круизах спрашивают клиенты, а во-вторых, они сами могли оценить их популярность по сарафанному радио», – подытожил эксперт.
Светлана Ставцева