Речным круизам по России нужна рекламная поддержка государства
Индустрия речных круизов не может развиваться без поддержки государства. Его участие необходимо и для строительства нового флота, и для совместного с бизнесом продвижения круизов как привлекательного вида отдыха. Как считают круизные операторы, пока россияне слишком мало знают о возможностях путешествий по рекам. О том, что сейчас волнует круизную индустрию, шла речь на всероссийской конференции «Реки. Круизы. Маршруты», организованной Московской торгово-промышленной палатой.
По словам генерального директора нижегородской компании «Гама» Дмитрия Галкина, без государственного лизинга и кредитования нового строительства речные круизы вряд ли смогут развиваться: «У нас слишком велика затратная часть, а сезон – очень короткий. Если не будет поддержки государства, отрасль вряд ли добьется спехов. Но если Ростуризм нас «слышал», то после смены регулятора нас практически ни разу не собрали, не обсудили наши проблемы».
По словам эксперта, среди неотложных вопросов – причалы для круизных судов.
«Причалы должны принадлежать городу, а они во многих регионах отданы в частные руки. В итоге получается, что город порой тратит большие средства на создание туристической инфраструктуры, а владельцы причалов выставляют круизным операторам такие тарифы, что многие предпочитают просто не заходить в эти города», – заметил Галкин.
Кроме того, гендиректор «Гамы» считает, что нужны системные шаги по продвижению круизов на федеральном уровне и поддержка властей в этой сфере, так как одному бизнесу это не под силу.
С ним согласна директор по развитию компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова: «Мы проводили опросы среди москвичей. Оказалось, что 60% из них вообще не знают, что из Москвы можно отправиться в круизы. А те, кто знал, были уверены, что им предложат старый флот или что такой круиз стоит непомерно дорого. И это очень грустно, потому что мы по опыту знаем, как быстро люди становятся постоянными клиентами круизов, оценив все преимущества такого отдыха. Но пока мы все сообща перевозим порядка 500 тысяч туристов в год, что, конечно, звучит удручающе, ведь только в Москве проживает 10 млн человек, не говоря уже обо всей стране».
«В последние годы круизный отдых стал одним из самых быстрорастущих сегментов туристической сферы России, ежегодный рост бронирований составляет в среднем 20%. Но доля речных круизов на внутреннем рынке страны занимает не более 5%. Одна из причин – низкий уровень осведомленности россиян», – поддержала коллег начальник отдела по маркетингу и связям с общественностью компании «ВодоходЪ» Алла Можарова.
По ее словам, у круизных компаний есть ресурс взять на себя часть турпотока, который не всегда понимает, чем заменить поездку за рубеж или пляжный отдых на юге России. Большинство потенциальных туристов даже не догадываются, что речной круиз – это отдых по системе «все включено».
Гончарова считает, что регионы должны выделять бюджеты на совместную рекламу с круизными операторами, так как речные круизы вполне можно рассматривать в качестве одного из драйверов экономического развития территорий.
«Мы иногда объединяем в одном круизе до 14 регионов. Это разные языки, культуры, это живая история страны. Круизы вносят огромный вклад в развитие территорий, особенно малых городов. Ростуризме начинал активное продвижение речных круизов, было много рекламы на телевидении и мы сразу почувствовали отдачу. Сейчас этого нет. Нужна единая система продвижения по всей стране, потому что сейчас каждый оператор или регион что-то пытается сделать сам, исходя из своих финансовых и творческих возможностей», – сказала Светлана Гончарова.
«Несмотря на то, что компания «ВодоходЪ» ежегодно увеличивает бюджет на digital-продвижение и другие виды рекламы, круизному бизнесу не хватает именно масштабной поддержки на федеральном уровне. Для массовой популяризации речных круизов очень нужны возможности больших федеральных каналов продвижения. Они не всегда доступны, прежде всего, из-за высоких затрат и ограниченных ресурсов», – добавила Можарова.
В частности, «ВодоходЪ» выступил с инициативой сформировать от имени участников конференции предложение в Минэкономразвития о выделении субсидий для покрытия части затрат круизных операторов на телевизионную, радио и наружную рекламу.
Светлана Ставцева