Российские операторы ежегодно отправляют в круизы 400 тысяч туристов
Проблемы развития круизного туризма эксперты обсудили на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ), посвященной транспортной сфере. Сессия прошла на площадке Госдумы РФ под председательством члена комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексея Волоцкова. В ней участвовали представители органов законодательной и исполнительной власти, судоходных и авиакомпаний, железнодорожных перевозчиков, турбизнеса.
«Российские круизные суда перевозят ежегодно около 400 тысяч человек. Возможно, это кажется не слишком впечатляющим по сравнению, например, с объемами в авиации. Но в пересчете на туродни это уже 2,5 млн. Более того, наши круизы соединяют 26 субъектов РФ, в них задействованы около 50 крупных исторических городов, и это только в европейской части страны. Мы также уже работаем на сибирских реках. К Лене в последние годы добавились Енисей, Обь и Иртыш», – сообщила заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.
Одна из главных проблем развития круизного туризма, по ее словам, старение флота. Из 250 теплоходов, построенных в советское время, списаны и утилизированы более 100, в рабочем состоянии находятся около 110. В прошлом году вышло на реки порядка 100 теплоходов в общей сложности на 23 тыс. пассажиров.
«С 2012 по 2023 год было построено и введено в эксплуатацию пять новых круизных теплоходов. В 2024-2026 годах планируется выход еще пяти. Было введено в строй примерно 850 пассажирских мест, в ближайшие годы выйдет еще более тысячи. Мы прогнозируем выбытие флота и, помимо строительства новых теплоходов, нужны меры поддержки модернизации действующих судов», – подчеркнула Гончарова.
Она добавила, что компании пытаются реновировать флот, но при нынешней ключевой ставке расходы получаются слишком высокими.
По словам совладельца компании «ВолгаWolga» Вадима Яхнина, в российском флоте 50 работающих теплоходов достигли возраста 40 лет, еще 40 судов – 60-65 лет. Если строить нынешними темпами, флот обновится не раньше, чем через 20 лет, поэтому имеющиеся теплоходы надо поддерживать «на плаву».
«Стоимость модернизации по отношению к затратам на строительство нового флота – 1:10. Новые суда оказываются дорогими, очень немногие туристы в нашей стране могут платить по 15-20 тысяч рублей в день за каюту. Если мы хотим к 2030 году удвоить круизный поток, как это предусмотрено концепцией развития круизного туризма, нам надо не только строить быстрее, серийно, но и принять программу модернизации, чтобы действующие суда могли продержаться еще лет 15-20», – сказал он.
По словам Гончаровой, среди серьезных затратных составляющих у круизных операторов – рост стоимости топлива: «Он совершенно непредсказуем. Мы начинаем продавать круизы минимум за 10 месяцев до их начала, а можем получить удорожание топлива, иногда до 40%, прямо перед навигацией, когда у нас уже половина путевок продана. По закону о защите прав потребителей мы не имеем права вносить изменения в цену уже проданной путевки. Отсюда большие финансовые потери».
Руководитель комиссии РСТ по круизам, директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев предложил рассмотреть вопрос взаимодействия круизных компаний с авиа- и железнодорожными перевозчиками для создания совместных мультимодальных маршрутов. Он также затронул вопросы транспортной безопасности при организации речных круизов.
«Нам надо найти способы снизить стоимость обеспечения транспортной безопасности на причалах. Согласно правилам, для допуска на них теплоходов вместимостью от 100 человек нужно сопровождение, охрана при высадке и посадке. Обучать наших сотрудников долго, затратно, а главное неэффективно, потому что для них это непрофильная работа. Пробовали привлекать Росгвардию, что, на наш взгляд, более оправданно с точки зрения профессиональных навыков. Но, как выяснилось, это не допускается Водным кодексом. А проблема остается», – сказал он.
Светлана Гончарова отметила необходимость законодательного урегулирования самого понятия «круизный отдых», так как в отраслевом законе нет таких терминов, как «круизы», «каюты», «круизные туристы».
По итогам стратегической сессии формируется резолюция с предложениями по совершенствованию законодательства и мерам поддержки бизнеса. Ее дальнейшей проработкой займутся соответствующие структуры РСТ: комитет по транспорту, комиссия по авиаперевозкам, комиссия по железнодорожному транспорту, комиссия по автобусным перевозкам и комиссия по круизам.
Светлана Ставцева