Рост ключевой ставки становится препятствием к развитию туристической инфраструктуры
Банк России повысил ключевую ставку с 16% до 18%. Выше она была только в марте-апреле 2022 года – 20%. Следующее заседание, на котором будет определяться размер ставки рефинансирования, состоится 13 сентября. Эксперты Российского союза туриндустрии считают, что стоит задуматься о ее снижении, чтобы стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, в том числе туризм, и снизить нагрузку на бюджет, из которого субсидируются кредиты по льготным программам.
«Любое повышение ключевой вставки ведет к неизбежному подорожанию кредитных средств. В гостиничной отрасли с ее долгой окупаемостью и невысоким уровнем рентабельности влияние стоимости кредитных средств очень высоко. И при прежних показателях окупаемость превышала 10 лет. Приближение ставки к 20% становится непреодолимым барьером для реализации гостиничных проектов на территории страны. То есть, сейчас говорить об инвестициях с использованием привлекаемых средств просто невозможно», – подчеркивает президент РСТ Илья Уманский.
По его словам, объем частного капитала, который сейчас инвестируется в гостиничные проекты, невысок. Как правило, это вложения в очень небольшие проекты, маленькие гостиницы, частный сектор, что существенным образом не влияет на развитие номерного фонда: «Высокая ставка еще и стимулирует людей не вкладывать деньги в создание производств или в нашем случае гостиниц, а размещать их в банках, потому что та доходность, которую сейчас обеспечивают банковские депозиты, недостижима в реальном бизнесе. Поэтому мы говорим, что единственный способ при такой высокой ставке сохранить некий инвестиционный потенциал и получить развитие туристической индустрии страны, это сохранение государственных программ по субсидированию процентной ставки для гостиничного сектора, таких, как 141-е постановление правительства. Без этих мер мы не сможем дальше наращивать номерной фонд и, как следствие, выполнить поручения президента по развитию туризма и достижению до 2030 года тех целевых показателей, которые им были озвучены».
Вице-президент РСТ, управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин считает, что бизнес уже сейчас ощущает негативное влияние высокой ключевой ставки.
«Недавно мы пересчитывали один бизнес-проект, который готовили в мае 2024 года. Он не вполне был утвержден, соответственно сейчас его пришлось пересчитывать уже с учетом всех изменений, включая ключевую ставку. Это отель 4* в средней полосе России, на Волге, хороший загородный комплекс. Но когда мы изначально считали со старой ключевой ставкой, а также с учетом льготной ставки по кредитованию, согласно постановлению правительства 141, то выходили на простую окупаемость в течение 12 лет, а если брать дисконтированный срок окупаемости, то 18 лет. После повышения ставки, а вместе с ней и кредитов, окупаемость перевалила за 20 лет. Показатель NPV (Net Present Value), помогающий сравнить вложения с прибылью, которую они могут принести, у нас стал отрицательный», – рассказал он.
По словам эксперта, если высокая ставка продержится долго, интерес инвесторов к вложениям в гостиничную сферу очевидно упадет.
«Фактически мы имеем дело с двойным повышением. С увеличением ключевой ставки растут ставки по кредитам и соответственно по процентам, которые надо выплачивать. Одновременно, как только ставка поднимается, сразу увеличивается стоимость большинства товаров и услуг, которые потребуются при строительстве, поскольку они тоже часто завязаны на кредиты. Учитывая, что доходность гостиничного бизнеса и сейчас невысока, при таких изменениях она стремится к нулю», – пояснил Мусакин.
По словам руководителя комитета РСТ по гостиничной деятельности, инвестора отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo 5* Виктории Шамликашвили, в России, как показывают данные Росстата, годовая инфляция сейчас на сравнительно низком уровне, в пределах 8,5-9%, это практически вдвое ниже ключевой ставки.
«Но, как правило, для экономического развития нужно, чтобы ставка была не вдвое выше, а на несколько процентов ниже уровня инфляции. Высокая ключевая ставка создает некомфортные условия для инвестиций. Если говорить о сфере туризма, то она сейчас развивается в основном за счет государственных льготных программ, но их явно недостаточно. А обычные банковские кредиты запредельно дороги. В нынешней ситуации бизнесу выгоднее сберегать деньги, чем вкладывать их в развитие, так как по депозитам банки дают более высокий процент по сравнению с ключевой ставкой. Говорить об экономическом росте в таких условиях не приходится», – пояснила эксперт.
Она предположила, что, вводя высокую ставку рефинансирования, Центробанк пытается сдержать валютный курс.
«Но доллар сейчас ниже 86 рублей, а не 91 рубль, на который ориентировалось правительство. И если говорить о тех, кто получает зарплату, то для них валютный курс не имеет значения, так как инфляция сейчас в основном связана не с валютными колебаниями, а с ростом цен на бензин, энергоносители, коммунальные платежи. Курс валюты не имеет к этому определяющего отношения», – полагает Шамликашвили.
«Мы хотим, чтобы люди вкладывались в бизнес, а для этого ключевая ставка должна стремиться к нулю, а не расти непредсказуемыми темпами. Главное, что нужно бизнесу – именно предсказуемость как в налоговой, так и финансовой политике государства», – резюмировала эксперт.
Ключевая ставка – это минимальный процент, под который Банк России выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. За последние десять лет она достигала максимального значения 17% в октябре 2014 года, опустившись к 2020 году до 4,5%. В марте 2022 года, после введения западных санкций, ключевая ставка достигла исторического максимума в 20%, но к концу года опустилась до 7,5%. На этом уровне она продержалась до июля 2023 года, а за следующий год выросла до 16%. 26 июля ставка была повышена до 18%.
Светлана Ставцева