РСТ поддержал законопроект о разграничении понятий агрегатора и туроператора, но с замечаниями
Российский союз туриндустрии (РСТ) в целом поддержал проект поправок в отраслевой закон, касающихся разграничения понятий агрегатора и туроператора, но отметил, что часть его положений требует дополнительной проработки. Это следует из письма, направленного председателю экспертного совета комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Христофору Константиниди. Как считает глава юридической службы РСТ Николай Литаренко, необходимо проработать критерии, по которым можно провести эту дифференциацию, и донести это до туристов.
«Для дальнейшего укрупнения и развития юридических лиц, размещающих на своих сайтах информацию о туристических услугах с возможностью для потребителя их сравнения, выбора и внесения оплаты, необходимо законодательно определить те случаи, когда агрегатор может быть признан туроператором и когда его деятельность не связана с формированием и реализацией турпродукта. С этой точки зрения проработка законодательной инициативы поддерживается», – говорится в обращении, подписанном президентом РСТ Ильей Уманским.
Однако в письме уточняется, что предлагаемое разделение понятий «агрегатор» и «туроператор» содержит в себе определенные риски с точки зрения защиты прав потребителей, добросовестности конкуренции и иные юридически-технические вопросы, которые требуют дополнительной проработки.
По мнению экспертов РСТ, в предложенной инициативе отсутствуют критерии, по которым можно четко разграничить деятельность туроператоров по формированию и реализации турпродукта и услуги агрегаторов.
«Отсутствие четких критериев в тексте законопроекта может спровоцировать туроператоров к переходу на менее обременительную с точки зрения финансовых затрат и обязательных требований деятельность агрегаторов туруслуг, что, в случае массовости этого процесса, не будет отвечать интересам защиты прав туристов, в особенности тех, кто приобретает услуги для совершения зарубежных поездок», – говорится в документе.
Как считают в РСТ, деятельность агрегаторов туруслуг, прежде всего, должна быть ориентирована на самостоятельных туристов, которые в случае наступления неблагоприятных обстоятельств во время путешествия смогут справиться с ними сами, им не предоставляется помощь туроператоров и средства страховых компаний.
В письме также подчеркивается, что необходимо ограничить деятельность агрегаторов в сферах детского, социального туризма, а также при оказании услуг в рамках закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Как считают эксперты РСТ, во внутреннем туризме, где вероятность массовых потребительских конфликтов ниже, чем в выездном, регулирование агрегаторов туруслуг, не входящих в Единый федеральный реестр туроператоров, может быть поддержано уже в этом году. В сфере выездного туризма, где потребитель в случае возникновения непредвиденных обстоятельств вынужден будет платить дополнительные средства, «введение предлагаемого законопроектом механизма целесообразно отсрочить до появления и обобщения соответствующей правоприменительной практики в сфере внутреннего туризма».
«У нас сейчас существуют две параллельные экономические модели ведения бизнеса. Первая – это в чистом виде туроператоры, которые формируют и реализуют турпродукт. Вторая – это те компании, которые, прежде всего, ориентированы на самостоятельных туристов и предоставляют различного рода туристические услуги. И на этих так называемых маркетплейсах для удобства туристов представлено абсолютно все: и перевозка, и размещение, и экскурсии – весь спектр услуг, которые могут интересовать туриста», – пояснил RTN глава юридической службы РСТ Николай Литаренко.
Он уточнил, что в текущей версии отраслевого закона под турпродуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, которые оказываются за общую цену. «В таком случае агрегаторы, которые реализовали на своем сайте и перевозку, и размещение, чаще всего квалифицируются судами как туроператоры. А значит они должны быть в Едином федеральном реестре, должны быть застрахованы, иметь финансовое обеспечение деятельности в установленном порядке – это во внутреннем туризме. Если туризм выездной, агрегаторы еще должны вступить в ассоциацию «Турпомощь», оплатить взнос в резервный фонд и в фонд персональной ответственности и т.д.», – разъяснил Литаренко.
По словам главы юридической службы РСТ, компании, оказывающие туристические услуги, хотят разделить эти два понятия: «Обе экономические модели в интересах туриста, как правило, квалифицируются судами как одна – туроператор. Это не очень устраивает агрегаторов, которые, судя по всему, и являются инициаторами поправок. Они, конечно, хотят определить в законе понятие «агрегатор туруслуг», чтобы отделить себя от туроператоров и не оформлять финансовое обеспечение, не страховаться, не вступать в «Турпомощь». Это в общем-то вся цель законопроекта».
Николай Литаренко добавил, что в целом РСТ поддерживает разделение понятий, но необходимо тщательно проработать его критерии: «Если мы не совсем правильно сформулируем деятельность агрегаторов, то завтра все туроператоры одномоментно станут агрегаторами и не будут оформлять фингарантии. А если из-за этого массовой пострадают туристы, этот закон автоматически отменят и он сам себя дискредитирует. Поэтому нужно хорошо проработать критерии – как отличать одно от другого. И как, самое главное, объяснить туристу, что он пользуется услугами не туроператора, который его вывезет, если что, продлит проживание и т.д., а агрегатора, который ровно что турист у него заказал, это и даст, и больше ни за что ответственности нести не будет».
По словам Литаренко, законопроект сейчас на стадии обсуждения в экспертном совете комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Он подчеркнул, что документ важен для развития сферы самостоятельных путешествий: «Законодательная инициатива важная, потому что самостоятельный туризм – это большая часть индустрии, которая законом довольно слабо регулируется, в том числе, в части реализации подобных услуг. Но здесь нужно быть аккуратными и учитывать интересы других участников туриндустрии, в особенности туроператоров».
Ольга Петрова
Изображение от Freepik