
Сергей Толчин: «Сезон-2025 оказался для внутреннего туризма уникальным по сложности»
С 1 июля 2025 года руководителем комитета РСТ по внутреннему туризму назначен Сергей Толчин, профессионал с 25-летним стажем. С 2022 года он возглавляет туроператорскую компанию «Турплатформа». Мы спросили, как он оценивает нынешнюю ситуацию на внутреннем рынке и какие первоочередные задачи ставит перед собой в новом качестве.
- Как вы оцениваете сезон-2025 во внутреннем туризме? Легко ли в этом году работается туроператорам?
- Сезон 2025 года для внутреннего туризма оказался уникальным по сложности. Каждый год бывают проблемы, но в этом они затронули большинство участников отрасли. Я бы сказал, что мы имеем дело не с одним или двумя ударами, а с целой серией.
С одной стороны, увеличение себестоимости из-за довольно высоких темпов инфляции за 2024 год. Стремительное повышение уровня оплаты персоналу, тарифов на энергоресурсы и коммунальные услуги на 2025 год заставили многих участников рынка в разной степени поднять стоимость услуг.
С другой, идет укрепление рубля по отношению к уровню 2024 года. Это, а также меры, предпринятые другими странами для привлечения российского потока, сделали выездной туризм более конкурентоспособным по сравнению с внутренним.
С третьей – заметное охлаждение экономики привело к тому, что люди стали меньше тратить.
Плюс довольно сильный удар по отрасли был нанесен техногенной катастрофой на Черном море. Это не только повлекло за собой закрытие пляжей Анапы и кратное падение турпотока на курорт, но и повлияла на спрос на черноморские курорты в целом. И причина не столько в самом мазуте, сколько в крайне негативных прогнозах и оценках СМИ о его влиянии на море в регионе. Среди участников отрасли есть даже мнение, что такое освещение ситуации имеет своих бенефициаров, которые в своих интересах нанесли серьезный удар по важной части экономики страны.
Наконец, высокая стоимость кредитования юридических лиц в стране приводит к тому, что большинству представителей туриндустрии сейчас малодоступны финансовые ресурсы для обновления основных средств, пополнения оборотных, создания нового продукта и так далее. Все это на фоне уже названных факторов приводит к тому, что динамика развития отрасли может резко сократиться, последствия чего будут ощущаться еще несколько лет.
- Есть ли положительная динамика в заполнении отелей в Анапе по сравнению с началом лета? Например, конкретно ваша компания «Турплатформа» много сил вложила в обновление отеля «Фея Sunclub Resort & Spa», какова сейчас здесь ситуация?
- «Фея Sunclub Resort&Spa» благодаря своей развитой инфраструктуре, бассейнам, аквапарку, спа-центру, медицинскому центру и клинике, держит удар, но приходится отелю очень не просто. Туристы напуганы красочными новостями о неблагоприятной обстановке в регионе и не все решаются ехать. Многие отказались от туров. По нашим данным, большинство отелей в регионе справляются с возвратами средств клиентам, особых проблем нет.
При этом в Анапе, за исключением купания в море, обстановка курортная. Важно донести до туристов, что в Анапу можно и нужно ехать. Например, та же «Фея Sunclub Resort&Spa» объявила о снижении цен в два раза. Таких цен на курорте не было уже лет десять и, наверное, никогда больше не будет. Надеемся, что туристы не упустят эту возможность.
Сейчас загрузку выше среднего в Анапе имеют отели с инфраструктурой, хорошей репутацией и активным маркетингом. К их числу можно отнести отели группы Alean, «МоРеми» 4*, «Лазурный берег» 4* и другие.
Несмотря на все сложности, турбизнес держится и с оптимизмом смотрит в будущее, но выработка мер поддержки явно не помешает. Нынешняя ситуация, когда пострадали многие участники туристической отрасли в регионе, на мой взгляд, требует безотлагательных мер.
- В чем вы видите свои задачи как руководителя комитета РСТ по внутреннему туризму. Какие проблемы требуют решения и как в этом может участвовать отраслевая организация?
- Несмотря на огромный потенциал внутреннего туризма в нашей стране, мы пока лишь в начале его развития до уровня лучших мировых практик. Задач великое множество.
Прежде всего, нам важно улучшение делового климата во внутреннем туризме, создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса, снижение бюрократических барьеров. Очевидно, что, если мы хотим получить опережающие темпы развития отрасли, надо формировать комфортную среду для тех, кто нацелен на социально-ответственный бизнес. РСТ многое делает в этом направлении, наш комитет готов еще более активно участвовать в этой работе.
Считаю также важным повышение престижа внутреннего туризма в глазах потребителя и государства. Исторически сложилось, что международные путешествия выглядят более привлекательными, чем поездки по стране. А иногда внутренний туризм – это повод для насмешек, что совершенно несправедливо. И этот фактор проявляется на разных уровнях – от настроя туристической розницы продавать тот или иной продукт до набора молодых специалистов, от восприятия СМИ до взаимодействия с органами власти.
Иностранные государства и бизнес вкладывают значительные ресурсы в привлечение российских туристов как ключевого драйвера их экономик и фактора процветания. В России также надо усилить стимулирование и повышение конкурентоспособности внутреннего туризма, чтобы россияне охотнее выбирали национальный продукт. Одну из задач нашего комитета вижу как раз в продвижении таких мер поддержки.
Наконец, много работы предстоит по совершенствованию законодательства и регулирования в отрасли. Из фундаментальных вопросов, на мой взгляд, особого внимания требует ситуация, когда отели от НДС освободили, а основные каналы дистрибуции в лице туроператоров и турагентств – нет. Это сильно девальвирует саму идею освобождения от налога, так как не делает внутренний турпродукт более доступным для потребителя. Для достижения полного эффекта нужно распространить освобождение от НДС на комплекс туристических услуг сквозным образом: от отеля до конечного потребителя, включая туроператоров и турагентства.
Светлана Ставцева