Ставки эквайринга в России слишком высоки для низкомаржинального туристического бизнеса
Комиссии, которые сегодня платят турфирмы банкам за продажу услуг по картам, достигают трети их выручки. Снижение расходов на эквайринг позволило бы повысить рентабельность турбизнеса и финансовую устойчивость работающих в отрасли компаний, а также помогло бы части из них выйти из теневой зоны, считают эксперты Российского союза туриндустрии.
Проблема обсуждалась на круглом столе в рамках онлайн-выставки «Знай наше: лето-2023», организованном «Деловой Россией», РСТ и медиахолдингом Profi.Travel. Как напомнил соруководитель комитета РСТ по конгрессно-выставочной деятельности, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин, турфирмам сегодня приходится платить банковскую комиссию за эквайринг в размере не менее 1,5-2,2%, а иногда и 4%. А маржа в отрасли составляет 2,5-8%, то есть около трети выручки по картам компании отдают банкам.
«Причем, если заявка аннулируется, туроператор обязан вернуть деньги клиенту, но ему самому эквайринговую комиссию никто не вернет. Убытки ждут турфирмы и при реализации, например, авиабилетов, когда плата за эквайринг иногда оказывается выше, чем комиссия агента. Плюс курсовые риски, которые несут компании из-за того, что период зачисления на их счет денег, принятых через терминал, может достигать трех дней. За это время курс может заметно измениться», – пояснил эксперт.
При этом выбор систем платежей у турфирм небольшой. «Предлагается система быстрых платежей (СБП) и QR-коды с меньшей комиссией, но на деле они не могут выступать полноценной альтернативой, потому что далеко не все россияне имеют банковские приложения или же их банки не подключены к СБП. QR-код же просто неудобен в использовании, мало кто им реально пользуется, особенно на фоне сообщений о многочисленных мошенничествах. Возможно, когда-то эти системы разовьются и станут по-настоящему популярными, но пока этого нет», – добавил Венгин.
По его словам, когда в России действовали Visa, Mastercard и Национальная система платежных карт (НСПК), большая часть стоимости операции приходилась именно на плату за перевод денег между ними. Но странным образом и после ухода Visa и Mastercard, ставки эквайринга не поменялись. В ряде случаев они даже выросли, хотя стоимость самой операции не изменилась – та же сумма за одну и ту же отправку данных.
«Понятно, почему это происходит. Банки лоббируют свои высокие комиссии, оправдывая их сохранением программ лояльности для клиентов и кэшбэком. Однако кэшбэк получают далеко не все держатели карт, а расходы на него падают на всех участников рынка. Получается, что маркетинговые усилия банков сегодня оплачивает бизнес, в том числе и такой низкомаржинальный, как туристический», – подчеркивает эксперт.
Как пояснил Алексей Венгин, в Китае, например, ставки комиссий практически нулевые, в Европе – 0,2-0,3%. И добиться этого, по его словам, удалось законодательным ограничением стоимости услуг эквайринга. И в России есть такие примеры: автодилеры недавно договорились с банками об ограничении максимальной суммы комиссии по крупным операциям.
Президент РСТ Илья Уманский сообщил, что в начале этого года турбизнес обращался к председателю Банка России с предложением ограничить размер эквайринга: вместо нынешних 1,45-1,8% в зависимости от банка установить для предприятий туриндустрии не выше 1%. Но ответ был получен отрицательный.
Исполняющий обязанности замдиректора департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Тимур Бадмажапов предложил перенаправить это обращение в его ведомство. «Направляйте к нам, мы поможем, обсудим с Центробанком. Готовы поддержать туристическую отрасль. Попробуем выйти с этим предложением на Центробанк», – сказал он.
Светлана Ставцева