Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Ставки эквайринга в России слишком высоки для низкомаржинального туристического бизнеса
Главные новости

Ставки эквайринга в России слишком высоки для низкомаржинального туристического бизнеса

10:08, 14 апреля 2023

Комиссии, которые сегодня платят турфирмы банкам за продажу услуг по картам, достигают трети их выручки. Снижение расходов на эквайринг позволило бы повысить рентабельность турбизнеса и финансовую устойчивость работающих в отрасли компаний, а также помогло бы части из них выйти из теневой зоны, считают эксперты Российского союза туриндустрии.

Проблема обсуждалась на круглом столе в рамках онлайн-выставки «Знай наше: лето-2023», организованном «Деловой Россией», РСТ и медиахолдингом Profi.Travel. Как напомнил соруководитель комитета РСТ по конгрессно-выставочной деятельности, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин, турфирмам сегодня приходится платить банковскую комиссию за эквайринг в размере не менее 1,5-2,2%, а иногда и 4%. А маржа в отрасли составляет 2,5-8%, то есть около трети выручки по картам компании отдают банкам.

«Причем, если заявка аннулируется, туроператор обязан вернуть деньги клиенту, но ему самому эквайринговую комиссию никто не вернет. Убытки ждут турфирмы и при реализации, например, авиабилетов, когда плата за эквайринг иногда оказывается выше, чем комиссия агента. Плюс курсовые риски, которые несут компании из-за того, что период зачисления на их счет денег, принятых через терминал, может достигать трех дней. За это время курс может заметно измениться», – пояснил эксперт.

При этом выбор систем платежей у турфирм небольшой. «Предлагается система быстрых платежей (СБП) и QR-коды с меньшей комиссией, но на деле они не могут выступать полноценной альтернативой, потому что далеко не все россияне имеют банковские приложения или же их банки не подключены к СБП. QR-код же просто неудобен в использовании, мало кто им реально пользуется, особенно на фоне сообщений о многочисленных мошенничествах. Возможно, когда-то эти системы разовьются и станут по-настоящему популярными, но пока этого нет», – добавил Венгин.

По его словам, когда в России действовали Visa, Mastercard и Национальная система платежных карт (НСПК), большая часть стоимости операции приходилась именно на плату за перевод денег между ними. Но странным образом и после ухода Visa и Mastercard, ставки эквайринга не поменялись. В ряде случаев они даже выросли, хотя стоимость самой операции не изменилась – та же сумма за одну и ту же отправку данных.

«Понятно, почему это происходит. Банки лоббируют свои высокие комиссии, оправдывая их сохранением программ лояльности для клиентов и кэшбэком. Однако кэшбэк получают далеко не все держатели карт, а расходы на него падают на всех участников рынка. Получается, что маркетинговые усилия банков сегодня оплачивает бизнес, в том числе и такой низкомаржинальный, как туристический», – подчеркивает эксперт.

Как пояснил Алексей Венгин, в Китае, например, ставки комиссий практически нулевые, в Европе – 0,2-0,3%. И добиться этого, по его словам, удалось законодательным ограничением стоимости услуг эквайринга. И в России есть такие примеры: автодилеры недавно договорились с банками об ограничении максимальной суммы комиссии по крупным операциям.

Президент РСТ Илья Уманский сообщил, что в начале этого года турбизнес обращался к председателю Банка России с предложением ограничить размер эквайринга: вместо нынешних 1,45-1,8% в зависимости от банка установить для предприятий туриндустрии не выше 1%. Но ответ был получен отрицательный.

Исполняющий обязанности замдиректора департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Тимур Бадмажапов предложил перенаправить это обращение в его ведомство. «Направляйте к нам, мы поможем, обсудим с Центробанком. Готовы поддержать туристическую отрасль. Попробуем выйти с этим предложением на Центробанк», – сказал он.

Светлана Ставцева

Обсудить в telegram

вам может быть интересно