Турбизнес обозначил меры, необходимые для развития детского отдыха в России
Для развития детского отдыха в России нужна финансовая поддержка родителей и владельцев оздоровительных лагерей, а также налоговые преференции для турбизнеса. Одновременно надо дать турбизнесу правовые основания заниматься тематическими и познавательными турами для детей с размещением групп в гостиницах. Об этом шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ), посвященной детскому отдыху.
По словам замглавы комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Натальи Костенко, детский отдых сейчас находится в ведении регионов и не входит в глобальные направления госполитики. При этом он не в приоритете и у местных властей, потому что с ним связано очень много проблем, а поддержки нет.
«Детский отдых дорожает, качество отдыха ухудшается, так как инфраструктура изнашивается. Родители ищут альтернативу. Путевки в детские лагеря стали дороже, потому что объекты должны выполнять дополнительные требования, которые приходится оплачивать за счет путевок. И здесь появился «серый рынок» перевозок, отдыха детей в лагерях. Это огромные риски. А значит детский отдых необходимо выводить на уровень государственной политики: детей в России много, а доля оздоравливающихся в лагерях сокращается», – пояснила она.
Это подтверждается цифрами, которые привела глава комиссии РСТ по детскому отдыху и активному туризму, генеральный директор компании «Диал-тур» Татьяна Иванова: в 1973 году в стране было 68600 детских лагерей, сейчас – 39 998. Всего в 2022 и 2023 годах из 17,7 млн российских школьников в оздоровительных и других лагерях побывало 5,2 млн, то есть менее трети.
«Мы провели опрос среди почти 22 тысяч родителей из 42 регионов. Выяснилось, что в 2023 году 49,3% детей провели каникулы дома, 47% – у бабушек, 38% – ездили с родителями. Это неплохо, но у родителей отпуск не более месяца, а школьные каникулы – три месяца. 27% были в лагерях при школах, то есть, как правило, в городе, и лишь 16% – в загородных оздоровительных и других лагерях», – сказала Иванова.
По ее словам, все меньше родителей могут отправить своих детей в лагеря из-за сокращения их количества и значительного подорожания. Опрос показал, что в 2024 году 70% готовы купить путевки стоимостью до 30 тыс. рублей, еще 19% – до 50 тыс. и лишь 3,9% – до 100 тыс. рублей.
«При этом, по нашим данным, в большинстве регионов стоимость путевок на это лето превышает порог в 30 тысяч рублей», – заметила Татьяна Иванова.
По словам члена комитета РСТ по отдыху детей и активному туризму, учредителя архангельской компании «Пилигрим Плюс» Натальи Тютюник, детские путевки с 2021 года ежегодно дорожают на 15-25%.
«Среди причин резкого роста цен перепрофилирование негосударственного сектора детских лагерей в другие виды деятельности, прежде всего, в пансионаты. Избыточные нормативные требования к детскому отдыху, высокие риски сделали их непривлекательными для бизнеса и инвесторов. Плюс повлияло отсутствие зарубежных направлений, например, Болгарии, а также Крыма. Крым открыт, есть дорога, но родители очень тревожатся, и путевки на этом направлении практически не продаются. Кроме того, нам в этом году отказали в бронировании на Азовском побережье. Из-за близости к ЛНР и ДНР здесь в основном отдыхают дети из этих республик», – сказала она.
В итоге, по ее словам, Краснодарский край – единственное место на юге России для отдыха детей на море, и это одна из причин резкого роста цен на путевки: с 2021 года они ежегодно повышались на 15-25% и сейчас стали для массового потребителя недоступными.
«Средняя стоимость путевки в детский лагерь на море в Краснодарском крае на 21 день составляет 75-89 тысяч рублей. Короче поездки мы не рассматриваем с учетом времени на дорогу и акклиматизацию. При этом транспортный пакет – с питанием, трансфером – составляет в зависимости от региона еще 20-25 тысяч. Таким образом, всего родителям надо заплатить за одного ребенка 90-100 тысяч. При этом средняя зарплата у нас в Архангельской области, по данным 2022 года, составляет 30 тысяч рублей», – сказала Тютюник.
В такой ситуации необходимо подумать о прямых мерах поддержки родителей на региональном или федеральном уровне, считает Натальи Тютюник.
«Для самих организаций отдыха и оздоровления можно ввести налоговые послабления. Возможно, стоит снова, как это было несколько лет назад, привлекать работодателей к частичной оплате стоимости путевок взамен освобождения их от уплаты налога на прибыль на какое-то время», – полагает эксперт.
На сессии шел также разговор о законодательных пробелах в сфере детского туризма. Сейчас организаторы детского отдыха находятся в ведении двух разных министерств – Минэкономразвития и Минобразования – и регулируются двумя разными законами.
Так, по словам члена правления Алтайской ассоциации туризма, директора компании «Охота» Натальи Белоусовой, туроператоры, которые организуют экскурсионные, тематические, программные туры, руководствуются законом 132 «Об основах туристской деятельности в РФ», размещая детей в гостиницах. Но в случае проверки контрольными органами на них возлагаются требования закона 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», согласно которому размещать детей группами можно лишь в тех оздоровительных, спортивных, санаторных детских учреждениях, которые входят в федеральный реестр.
«Это рождает правовые коллизии, которые не всегда удается разрешить. Например, в 2022 году один алтайский туроператор разместил экскурсионную группу детей в гостинице. Было разбирательство, а итогом стал полный запрет размещения таких групп не только на длительный срок, но даже на одну ночь. И такие ситуации есть не только в нашем крае. Отели, понимая риски, отказываются работать с детскими группами. Говорить о развитии новых программ, расширении ассортимента детского туризма при таких условиях работы для туроператоров очень трудно», – заметила Белоусова.
Одновременно, как сообщила Татьяна Иванова, спрос на тематические и другие программы, организуемые туроператорами, вырос с 2018 года вдвое.
«Но получается, что действующие законы создают, с одной стороны, серьезные ограничения для работы туроператоров в этой сфере, а с другой – способствуют неконтролируемому росту серого бизнеса, так как у нас сейчас нет вообще никакого порога входа на рынок детского туризма, в отличие, например, от строительного или медицинского. Считаем, что туроператорам необходимо дать возможность в рамках правового поля делать тематические туры на базе классифицированных средств размещения».
Светлана Ставцева