Успешный, но тяжелый год: операторы речных круизов подводят итоги навигации
В 2023 году операторы речных круизов предложили своим клиентам небывало широкий выбор теплоходов и маршрутов. Это привлекло дополнительных туристов, но отразилось на средней загрузке лайнеров. Как говорят эксперты, в целом для рынка сезон оказался успешным, но из-за целого комплекса проблем не все смогли достичь плановых показателей.
«Навигация получилась хорошей. Загрузка теплоходов «Созвездия», и без того одна из лучших на рынке, продолжила расти в этом году, превысив 90%. Самым ярким оказался наш новый проект – круизы по Оби и Иртышу на теплоходе «Северная сказка». Север, Сибирь и новые для большинства путешественников реки очень привлекают», – сказал RTN президент круизной компании «Созвездие» Александр Сахаров.
В речные круизы с «Водоходом» отправились, по данным компании, 148 тыс. человек, что на 23% больше, чем в 2022 году.
«Это исторический максимум по пассажиропотоку за 20 лет работы компании «ВодоходЪ». Близкие показатели были лишь в 2018 году – 133,1 тыс., но тогда на теплоходах были еще и иностранные туристы», – сказал заместитель генерального директора круизного туроператора Илья Суховольский.
По словам Сахарова, организаторам речных круизов особенно заметен рост интереса россиян к путешествиям по своей стране.
«Продукт наших ведущих круизных компаний давно достиг, а где-то и превзошел уровень аналогичного зарубежного, в том числе в Европе. Нам не хватало узнаваемости и платежеспособного спроса. Росту популярности речных туров сильно мешали стереотипы тех, кто считал, что в России отдыхать неинтересно и «совково». В силу сложившейся политической ситуации больше людей стало обращать внимание на путешествия внутри страны. Многие открыли для себя круизы по России, с удивлением обнаружив высокий уровень сервиса и интересные программы. Именно такие туристы обеспечили нынешний рост спроса на речные круизы», – пояснил он RTN.
«Все заработанное ушло на топливо»
Генеральный директор компании «Волга-Плёс» Валентин Вейнер согласен, что именно эта аудитория активно поддержала спрос на круизы.
«Раньше зарубежный отдых был дешевый, сейчас курс доллара и евро все чаще заставляет туристов обращать внимание на внутренний продукт, в том числе речные круизы. Спрос вырос, но год получился противоречивый, так как вмешалось несколько факторов, которые сильно осложнили работу. Прежде всего, это отсутствие кэшбэка, на который рассчитывали многие туристы, массовый выход на рынок качественного четырехпалубного флота по ценам, фактически сопоставимым с ценами на класс стандарт, а также подорожание топлива в июле. Мы в принципе очень неплохо отработали лето, но все заработанное ушло на топливо, которое пришлось в августе-сентябре покупать по высоким ценам», – пояснил Вейнер.
Флот четырех ведущих круизных компаний в 2023 году увеличился не менее чем на 30% по сравнению с 2022-м. Причем, на рынок вышли премиальные теплоходы, ранее работавшие с зарубежным рынком. В итоге «ВодоходЪ» предложил круизы на 24 судах вместо 19, а всего в компании 26 судов. «Мостурфлот» и «Донинтурфлот» вывели весь свой флот, первый – 14 вместо 11 в прошлом году, а «Донинтурфлот» вместо прошлогодних пяти все 10 лайнеров. «Созвездие» также поставила восемь собственных теплоходов плюс одно партнерское судно на Байкале.
«В прошлом году кэшбэк работал еще и как реклама круизов на федеральном уровне, что дало резкий скачок спроса. В расчете на его продолжение многие компании вывели в этом сезоне дополнительные теплоходы. В итоге в начале сезона мы получили низкую загрузку», – рассказала RTN заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова.
Она напомнила, что высокий сезон в сегменте речных круизов начинается с середины июля. «И как раз в середине июля, когда еще впереди половина сезона, подорожало топливо. И мы неизбежно на этом потеряли, так не менее 30% круизов на эти даты была продана едва ли не год назад. Понятно, что на уже проданные программы мы цены не повышали. Пробовали динамическое ценообразование, но на высококонкурентном рынке оно слабо работает. Были круизы и с абсолютно полной загрузкой, на некоторых судах трудно было найти размещение нужного уровня, какие-то программы продавались очень быстро. Но в целом средняя загрузка наших лайнеров оказалась ниже, чем мы планировали в 2022 году», – уточнила Гончарова.
На рынке растет конкуренция
Эксперты оценивают прошедший летний сезон как успешный в целом для рынка речных круизов, но для многих операторов он оказался сложным.
«Сезон был успешный для рынка. Появилось много новых маршрутов и качественных лайнеров, в том числе тех, которые традиционно работали с иностранными туристами. При этом цены оставались доступными. Туристам было из чего выбирать. И самих туристов стало больше, хотя и не настолько, насколько стало больше судов. Однако подорожание топлива, а также, например, экскурсий, транспорта привели к незапланированным и довольно ощутимым расходам туроператоров. Для многих из них сезон оказался тяжелым», – говорит генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский.
С ним согласен директор агрегатора круизов ««Круиз.онлайн» Денис Крейцберг.
«На рынке серьезная конкуренция из-за вывода дополнительных судов. Это очень хорошие теплоходы, но туристы не готовы платить те деньги, которые они реально стоят. Плюс какие-то компании и теплоходы еще недостаточно известны на рынке, им нужно продвижение. В итоге продукт выше среднего уровня или премиальный продавался по цене стандарта, при этом издержки судовладельцев велики из-за короткого сезона, дорогого технического содержания. Плюс подорожание топлива оказалось очень чувствительно для многих компаний, оно не закладывалось в изначальные бюджеты», – пояснил он RTN.
В то же время, считает эксперт, большой выбор продукта ведет к развитию рынка и расширению аудитории речных круизов.
«Круизного продукта много, и туристы от этого выигрывают. Предполагаем, что с 1 января по 31 декабря нынешнего года объем наших продаж вырастет не менее чем на 50%. Правда, мы – растущий агрегатор, и эти цифры выше средних по рынку. Считаем это очень хорошим показателем, особенно если учесть, что, по данным аналитики Яндекса, спрос на речные круизы в этом году не вырос, а упал на 1%. По объемам раннего бронирования на 2024 год также видим приличный прирост», – сказал Крейцберг.
На рынке развивается конкуренция за клиента, круизное сообщество активно продвигает этот вид отдыха, предлагая много скидок, интересных предложений, акций. По словам эксперта, такое положение продлится еще несколько лет. Тем более что и в следующую навигацию можно ждать появления дополнительных лайнеров, хотя и не в таком объеме.
Светлана Ставцева