Интурмаркет с 1 октября

Конкуренты вряд ли переживут новую стратегию «Аэрофлота»

Несмотря на финансовые трудности из-за пандемии и закрытия границ, «Аэрофлот» рассчитывает на то, что кризис позволит ему расширить свое и так доминирующее положение на российском авиарынке. Новая стратегия «Аэрофлота», которую гендиректор компании Виталий Савельев вчера представил премьеру Михаилу Мишустину, предполагает передать большинство маршрутов «Аэрофлота» дочернему лоукостеру «Победа», что неизбежно обернется жесткой ценовой войной с обессиленными кризисом конкурентами.

Стратегия, которую г-н Савельев представил Мишустину, называется «30/30»: она добавляет к предыдущему KPI по пассажиропотоку (100 млн в год к 2024 году) еще 30 млн пассажиров (130 млн к 2028 году) и обещает пассажирам снижение цен в экономклассе на 30%. В 2019 году группа «Аэрофлот» перевезла 60,7 млн пассажиров. Это 47,3% от всех пассажирских авиаперевозок в России (128,1 млн человек).

Снизить цены Виталий Савельев рассчитывает за счет передачи большинства среднемагистральных маршрутов дочерней бюджетной авиакомпании «Победа», которая в 2019 году перевезла всего 10,3 млн человек (сам «Аэрофлот» – 37,2 млн). Материнский «Аэрофлот» сосредоточится только на дальнемагистральных рейсах и станет «пятизвездной» компанией. Перевод большей части маршрутов на «Победу» позволит снизить цены на билеты на треть, сказал глава «Аэрофлота». 10% билетов на каждый рейс «Победа» продает по 499 рублей, напомнил г-н Савельев.

В итоге флот обеих авиакомпаний должен насчитывать по 170 машин, «Аэрофлот» будет перевозить 35–40 млн пассажиров, «Победа» – 55–65 млн. Это сделает ее крупнейшим авиаперевозчиком в России. Третья большая авиакомпания группы, «Россия», должна сосредоточиться на социальных перевозках (в частности, с «плоскими тарифами» – как сейчас на Дальний Восток) и переориентироваться на отечественную технику.

Для остальных российских авиакомпаний это очень плохие новости – даже докризисный 2019 год они закончили с общим операционным убытком 40 млрд рублей, а от 2020 года ожидают 350 млрд рублей убытков. В этой ситуации демпинг, о котором открыто говорит глава «Аэрофлота», может стать для них убийственным. По словам гендиректора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова, которые приводит РБК, выход на направление «Победы» «или другой авиакомпании, которая летает по демпингу», вынуждает его снижать на этом направлении цены на 20%.

У самого «Аэрофлота» сейчас тоже не лучшее финансовое положение. За первый квартал 2020 года его чистый долг без учета лизинговых платежей вырос втрое – с 15,8 до 46,4 млрд рублей. Аналитики «БКС Глобал маркетс» считают, что «Аэрофлоту» придется привлечь 60 млрд рублей нового долга, а соотношение долг/EBITDA достигнет 10 – с такими показателями без масштабной господдержки не живут. Но господдержку компания может получить серьезную – правительство готовит план выкупа новых акций компании на 80 млрд рублей. Покупателями допэмиссии должны стать государство, ВТБ и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

«Могу сказать, кто выйдет живым из этого кризиса гарантированно – «Аэрофлот» вместе с «Россией» и «Победой». А вот все остальные – большой вопрос... Кто выживет, тот получит себе в этой ситуации львиную долю рынка», – говорил в начале апреля в интервью The Bell совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев.

По оценке главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, при хороших раскладах к 2028 году общий объем пассажирских авиаперевозок в России вырастет до 170 млн человек в год. Это значит, что, если планам Виталия Савельева о 130 млн пассажирах суждено сбыться, доля рынка группы «Аэрофлот» превысит 75%. Цены на билеты могут снизиться, но о конкуренции на российском авиарынке придется забыть.