Travelport с 25 октября

Введение фингарантий – прогрессивная мера

С необходимостью введения экономической ответственности туроператоров, то есть пресловутых, финансовых гарантий согласны большинство представителей турбизнеса. Многие считают, что это придаст рынку цивилизованный характер, защитит клиента от недобросовестных фирм и дисциплинирует всех игроков. Особую актуальность эта мера приобретает в связи с приближающимся вступлением России во Всемирную торговую организацию.

По мнению генерального директора компании «Капитал-тур» Инны Бельтюковой, финансовые гарантии – прогрессивный шаг, который активизирует процесс структуризации операторского рынка, отделения крупных оптовых поставщиков от розничных дилеров-агентств. С другой стороны, новый институт поможет повысить прозрачность операторского бизнеса. К тому же, в условиях отмены лицензирования туристической деятельности какой-либо механизм государственного регулирования и без того непростых взаимоотношений в турбизнесе жизненно необходим.

Президент компании «Ланта-Тур вояж» Людмила Пучкова также уверена, что вводить институт гарантий нужно, и момент сейчас для этого вполне подходящий. А по словам президента компании «Владинвесттур» Владимира Шарова, гарантии позволят российскому турбизнесу выйти, наконец, на уровень современных технологий в туризме, чтобы предоставлять клиентам по-настоящему качественный продукт.

ораздо больший разброс мнений в оценке суммы фингарантий. Как замечает Инна Бельтюкова, если речь идет о предоставлении банковской гарантии, обслуживание которой будет стоить операторам не более 2-3%, то это вполне по силам даже среднему оператору. Генеральный директор компании «Инна-тур» Дмитрий Горин, в свою очередь, не уверен, что 10 млн. рублей, или примерно $300 тыс., способны покрыть риски в случае серьезных форс-мажорных обстоятельств: «Банкротства некоторых турфирм показали, что речь в таких случаях идет о гораздо больших суммах».

Есть у операторов вопросы по поводу механизма применения финансовых гарантий. «Важна не столько величина, сколько форма получения гарантии, - считает Людмила Пучкова. – Если, например, нам придется иметь дело с назначенным банком или страховой компанией, то это – уже монополия, которая может дорого обойтись».

Последнее высказывание говорит о том, что у участников рынка очень мало информации относительно подготовленного Ростуризмом проекта поправок к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», поэтому им довольно сложно судить о нововведении. «Пока комментировать нечего. Мы слишком мало знаем, - говорит генеральный директор компании «ТЕЗ тур» Владимир Каганер. – Фактически известны лишь суммы фингарантий, и лично я не очень хорошо представляю, кому, как и за что буду эти деньги платить». По мнению Дмитрия Горина, действительно, пока институт гарантий вызывает больше вопросов, чем этого хотелось бы операторам.

Осознавая необходимость реформирования отрасли, многие игроки понимают и опасность «выплескивания ребенка вместе с водой». Именно поэтому большинство операторов уверены: размер гарантий должен быть дифференцированным в зависимости от оборотов и вида деятельности фирмы. Так, институт гарантий может особенно больно ударить по «нишевым» операторам, специализирующимся или на отдельных странах, или на индивидуальном туризме, или экскурсионных поездках. Теоретически солидные фирмы, долго и стабильно работающие в этих сегментах рынка, могут «потянуть» сумму гарантий - но могут и «надорваться».

По словам генерального директора бизнес-центра «Планета-Тур» Елены Зряниной, если будет принято недифферинцированное решение, турбизнес потеряет то, что старательно создавалось в течение последних 12 лет. «Моя компания никогда не занималась чартерными перевозками, массовым туризмом, у нас принципиально другой бизнес - мы работаем в таких нишах, куда никогда не пойдут крупные операторы, - говорит она. - Наш опыт бесценен, и терять его – это шаг назад для всего рынка».

«Нам предлагают «пойти в агентства», - говорит генеральный директор компании Big Travel 2000 Людмила Золотухина. – Но как я могу это сделать, например, по Израилю, если мы 12 лет работаем с этой страной как оператор и знаем ее вдоль и поперек. Я не могу просто так бросить это направление».

«Малый и средний бизнес не должен быть загнан в угол, - подчеркивает генеральный директор компании «Альцес» Игорь Чуканов. - Особенно в свете разговоров о его необходимости на уровне президента страны». Впрочем, как считает Людмила Золотухина, выход небольшие компании все равно найдут. «Конечно, нам будет гораздо сложнее получить банковские гарантии, чем крупным операторам. Но я уверена, что, по мере внедрения института финансовых гарантий, обязательно найдутся банки, которые займутся средними и малыми турфирмами». (Светлана Ставцева, RATA-news)