Фокс-Экспресс
Россия откроется первой! Бесплатные интервью с руководителями региональных турфирм!

Туристов защитит страхование

Туристская общественность России активно обсуждает проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В частности, поправки, касающиеся экономической ответственности туроператоров, или финансовых гарантий. Свой комментарий по этому вопросу Российской туристской газете дал председатель совета директоров Prime Group, президент страхового холдинга Prime Insurance Никита Исаев.

- Как вы считаете, действительно ли обновленный закон «Об основах туристской деятельности» позволит туристам чувствовать себя увереннее?

- На мой взгляд, этот проект не позволит реально защитить потребителей туристских услуг от ненадлежащего исполнения туроператором своих обязанностей. Что же касается удовлетворения претензий за счет финансовых гарантий, механизм этот очень упрощенный, нечеткий и аморфный – недобросовестные туроператоры смогут спокойно уходить от ответственности. И в этом главный недостаток законопроекта.

- Главный – значит, не единственный.

- Да, безусловно. Например, с 1 января прекращается лицензирование не только туроператорской, но и турагентской деятельности. Между тем требование о наличии финансовых гарантий третьих лиц и включение в Единый федеральный реестр предполагается установить только для туроператоров. А к кому обычно приходит клиент? К турагенту, поэтому, в случае чего, логичнее спрашивать с него.

Кроме того, предлагаемая система Единого федерального реестра туроператоров фактически означает лицензирование в завуалированной форме. Об этом говорят даже формулировки типа «отзыв свидетельства о регистрации туроператора» вместо исключения из федерального реестра. Получается двойной административный пресс на туроператоров – реестр-лицензирование и фингарантии. А для турагентов – ни того, ни другого. Где рациональное зерно?

- Давайте вернемся к нашим туристам. В чем конкретно проявляется их незащищенность?

- Законопроект предусматривает два вида фингарантий – банковскую и страхование гражданской ответственности туроператора. Для получения удовлетворения по банковской гарантии нужно либо письменное согласие туроператора, либо решение суда. Ни один здравомыслящий туроператор такого согласия не даст, поскольку оно будет означать добровольное признание факта ненадлежащего исполнения обязательств. Решения суда иногда ждут полгода, год, а то и дольше. В то же время статья 376 ГК РФ устанавливает, что если требование к гаранту либо приложенные к нему документы поданы гаранту по истечении установленного в гарантии срока, то гарант отказывает в их удовлетворении. Таким образом, потребителю туристской услуги судебный вариант заведомо не выгоден.

- Но ведь есть еще и страхование гражданской ответственности туроператора…

- Да, и в законопроекте ему посвящено всего два предложения, одно из которых диспозитивно. А между тем именно страхование должно стать главным инструментом защиты прав потребителей. Именно его и нужно сделать единственным и обязательным видом финансовой гарантии, и вот почему. Я уже говорил, что в случае судебного разбирательства, которое можно затянуть чуть ли не до бесконечности, если требование по гарантии будет предъявлено за пределами срока ее действия, потребитель получит отказ. В страховании же главный момент – наступление страхового случая в период действия договора: требовать выплату можно и по окончании срока страхования. Кроме того, если законопроект установит четкий перечень документов, при наличии которых страховой случай можно считать доказанным, потребитель сможет прийти с ними не в суд, а прямо к страховщику. Тем самым сроки получения страхового возмещения сокращаются, и в этом главное преимущество для потребителей.

- Как же добиться такого преимущества?

- В законопроекте необходимо четко прописать условия такого страхования: размер страховой суммы, что считать и что не считать страховым случаем, порядок и сроки предъявления требования к страховой организации. А также перечень прилагаемых документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, порядок и сроки осуществления выплаты, основания к отказу в ней.

Вот необходимый минимум условий страхования, которые должны быть прописаны в законе. Более детально их следует прописать в единых для всех страховщиков правилах обязательного страхования ответственности туроператоров, утвержденных правительством РФ. А в предлагаемом законопроекте получается, что каждый страховщик устанавливает свои собственные правила страхования и перечень исключений из страховых случаев. Это благодатная почва для сговора туроператора со страховщиком на почве минимизации риска возникновения страхового случая как такового. Сегодня, например, в большинстве правил страхования есть только два страховых случая: банкротство должника и неоказание услуг вследствие форс-мажорных обстоятельств – землетрясения, извержения вулкана или действия подземного огня, оползня, горного обвала, бури, вихря, урагана, наводнения, града или ливня и так далее. Понятно, что признать по суду должника банкротом за один год просто нереально. Поэтому получается, что страховка защищает только от форс-мажора.

- Что вы можете сказать о размерах фингарантий?

- Если говорить о суммах, то принципиальный подход законодателя откровенно непонятен: есть туроператоры, у которых сотни тысяч клиентов, есть более мелкие фирмы. Между тем, и тех, и других, что называется, стригут под одну гребенку, в то время как к крупным компаниям наверняка возникнет гораздо больше претензий, чем к мелким. Поэтому, думаю, за основу определения суммы финансовых гарантий следует взять процент от годового оборота туроператора.

- Получается, что законопроект необходимо дорабатывать?

- Судите сами: во-первых, как я уже говорил, на туроператоров обрушится двойной пресс – фактического лицензирования и фингарантий, в то время как турагенты останутся без контроля.Во-вторых, получить возмещение по банковской гарантии будет, мягко говоря, затруднительно, если вообще возможно. В-третьих, нет единых условий страхования ответственности туроператоров, вследствие чего потребители услуг могут оказаться в неравном положении.И, наконец, под эгидой давления со стороны контролирующих органов и дополнительных ежегодных затрат на предоставление финансовых гарантий туроператоры могут поднять цены на путевки на 15–25% в зависимости от времени года и спроса. В итоге в проигрыше окажется конечный потребитель, так что благие цели разработчиков законопроекта не будут достигнуты. (Материал предоставлен «Российской туристской газетой»)