Travelport с 25 октября

Стать туроператором в нашей стране до смешного легко

Президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович подошел к вопросу обсуждения финансовых гарантий с особой тщательностью и предоставил свое мнение в письменном виде. Мы публикуем его полностью.

- О том, что финансовые гарантии в качестве необходимого условия для осуществления деятельности туроператора не просто нужны, а необходимы, и я, и многие мои коллеги говорят уже не один год. Они нужны, прежде всего, нам самим.

В нашей стране, к сожалению, количество людей, имеющих возможность отдыхать за границей, пугающе мало. Я не верю росстатовской статистике (почему - отдельный разговор) и считаю, что реально мы имеем не больше 3 миллионов выездов, а туристов и того меньше, поскольку многие выезжают по несколько раз в год. И на эти 2% населения приходится больше туроператоров, чем в любой европейской стране, где количество выездов составляет 70-80%, а в некоторых странах и больше 100% от численности населения. Объясняется это тем, что стать туроператором в нашей стране до смешного легко, а ответственности - абсолютно никакой. Поэтому серьезные компании, пришедшие в бизнес не на год и не на два, вынуждены сосуществовать в одном экономическом пространстве либо с авантюристами, которые бесконечно демпингуют и живут на обороте, либо с откровенным жульем, вышедшим на рынок с единственным намерением - кинуть клиента. В случае чего судиться - что с первыми, что со вторыми - и клиентам и партнерам абсолютно бессмысленно: уставный фонд копеечный, на балансе - два стула. При этом потребитель все равно будет с завидным упорством искать, где подешевле, в надежде, что ему-то повезет и он успеет отдохнуть, а кинут следующего участника «пирамиды».

И только финансовые гарантии смогут сделать нашу индустрию непривлекательной для всех этих псевдотуроператоров. И финансовые гарантии серьезные, ведь если кидают на сотни тысяч, то 30-50 тысяч долларов, никого не остановят.

Теперь относительно фобии, что предлагаемая экономическая ответственность будет неподъемной для мелких и средних турфирм. И насчет предложений дифферинцировать размер гарантий в зависимости от финансовых оборотов. Что касается последнего, то, на мой взгляд, это самый прямой и короткий путь в криминал и коррупцию. Как только появляется желание занизить обороты, чтобы снизить размер фингарантий, так сразу в голову приходят два способа - увести часть объемов в тень и договориться с чиновником, который будет решать, для кого какой размер гарантии выбрать.

А вот что касается стоимости фингарантий для больших и маленьких, то, например, в случае страхования гражданской ответственности компании в пользу третьих лиц можно представить себе будущий механизм расчета тарифа страховщиком на примере ОСАГО. И тут и там существует единый размер гарантийных обязательств страховщика, а дальше страховщик на основе оценки рисков высчитывает тариф. В случае ОСАГО, например, учитывается объём двигателя транспортного средства - чем машина мощнее, тем больше ущерба может нанести. В нашем случае полная аналогия с оборотами компании. Понятно, что турфирма, отправляющая 500 человек в год, при прочих равных не может причинить клиентам и партнерам такого же ущерба, как компания, отправляющая 50000 человек. Также учитывается и стаж водителя - в нашем случае время работы на рынке, также безаварийная езда приводит к бонусам, а аварийная к малусам - опять прямая аналогия с репутацией туроператора: год отработал без исков и киданий - получи скидку. Иными словами, мелкому туроператору финансовые гарантии на те же 10 миллионов рублей обойдутся дешевле, чем крупному. Опытному - дешевле, чем новичку. Надежному - дешевле, чем сомнительному. Точно так же будут рассчитывать свои риски и банки.

Наверное, на первых порах возможны какие-то нестыковки - как было с той же ОСАГО. Но надо будет спокойно и быстро решать все возникающие вопросы с регулирующими органами, банковскими и страховыми партнерами.