Travelport с 18 января

ТКП и BSP: худой мир лучше доброй ссоры

В противостоянии двух систем нейтральных бланков авиабилетов в России наступил переломный момент. В конце минувшей недели «Аэрофлот» собрал агентов, чтобы объявить о своем вступлении в систему BSP. Теперь, согласно правилам IATA, перевозчик должен изъять у всех продавцов именные бланки билетов. Таким образом, все агенты «Аэрофлота» будут обязаны выписывать билеты на бланках BSP, то есть также перейти на эту систему взаиморасчетов. Но как только они это сделают, будут отключены от систем бронирования Транспортной клиринговой палаты. Столь жесткая позиция обусловлена правилами, установленными Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) ТКП: аккредитованные агентства могут продавать билеты только на нейтральных бланках ТКП и собственных бланках авиакомпаний.

Напомним, что сделать выбор в пользу той или иной системы практически невозможно – в любом случае, продавец билетов ограничивает свое предложение и теряет часть бизнеса. BSP – это, в основном, продажа перевозки иностранных авиакомпаний, ТКП – российских. И при этом некоторые западные авиакомпании, например, British Airways, уже разорвали все контракты с агентами вне BSP.

Мы уже рассказывали, что в ситуации меж двух огней крупные продавцы билетов приняли отчаянное решение: несмотря на реальную возможность отключения от систем бронирования ТКП, договорились дружно вступить в BSP – чтобы, как говориться, не пропасть поодиночке. И были-таки лишены аккредитации в ТКП, причем не просто так, а весьма церемонно. Председатель НСАВ Сергей Ильичев пригласил в ТКП руководителей компаний American Express «Аэроклуб», «Карлсон Вагонли» и «Транстур» и вручил соответственно Татьяне Геращенко, Денису Матюхину, Андрею Сафрыгину и Павлу Проклову награду - золотой знак НСАВ за выдающиеся успехи в организации продажи билетов.

Однако одно дело – лишить аккредитации несколько агентов, пусть даже крупных. И совсем другое – всех агентов «Аэрофлота», а их не менее сотни, и подавляющее большинство работают с ТКП. По оценкам экспертов, в России сами авиакомпании реализуют не более 20% всех билетов, остальную часть продают агенты. То есть, своих продавцов потеряют и другие российские авиакомпании, осуществляющие взаиморасчеты через ТКП. Казалось бы – дайте агентам работать с двумя нейтральными бланками, и им спокойно, и вы ничего не теряете. Но, с другой стороны, перевозчикам обидно: IATA получает готовую агентскую сеть, которую российские авиакомпании создавали годами. Массовое внедрение в России BSP расширяет возможности продажи билетов иностранных авиакомпаний, резко обостряя конкуренцию на рынке авиаперевозок.

Так или иначе, но разрешить агентам ТКП использовать две системы нейтральных бланков может только НСАВ, куда входят 26 авиакомпаний и 26 продавцов авиабилетов. «Время Ч» уже назначено: 27 и 28 февраля состоятся очередные заседания соответственно Комитета агентств и Комитета перевозчиков НСАВ, на которых, в том числе, будет обсуждаться возможность снятия ограничений по использованию агентами ТКП второй системы нейтральных бланков. За что проголосуют агенты - предположить можно с достаточной долей уверенности. А вот как поведут себя перевозчики?

Сергей Ильичев в беседе с корреспондентом RATA-news подтвердил, что «вопрос готовится». Председатель НСАВ уже провел первый раунд переговоров с «Аэрофлотом» и ГТК «Россия», на этой неделе запланировано продолжить встречи, обсуждается тема и с другими авиакомпаниями.

Надо сказать, что «Аэрофлот», понимая сложность ситуации, ультимативных условий своим продавцам не ставит, давая возможность самим определиться со сроками и формой вступления в BSP. На собрании было объявлено, что с 18 февраля начинаются соответствующие консультации агентов. Большинство продавцов, с которыми удалось поговорить корреспонденту RATA-news, все-таки предпочитают выжидать – а вдруг все договорятся? (Ирина Тюрина RATA-news)