К местам великой Куликовской битвы
Продолжаем рассказ о пресс-туре, организованном музеем-заповедником «Куликово поле».
По настоящему знаковый для Россиимемориал - на Красном холме, где, по преданию, находиласьставка Мамая. Огромный чугунный обелиск, воздвигнутый в 1850 году (архитектор А.П. Брюллов) в честь победы русского воинства в Куликовской битве, виден издалека (фото).

Рядом в 1913-1918 гг. архитектором Щусевым был построен храм преподобного СергияРадонежского(фото), который благословил великого князя Дмитрия Ивановича Московского на битву с Золотой Ордой.

При входе в двух башнях, крыши которых напоминают древнерусские шлемы, расположена экспозиция. И далее – храм Сергия Радонежского. В храме-музее на самом видном месте расположены уникальные находки археологов – нательные кресты участников событий 1380 года (фото).

В настоящий момент этотхрам – музей находится в совместном ведении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и государственного музея-заповедника «Куликово поле».
Если проехать несколько километров от Красного холма в сторону села Грибоедово, можно увидеть Прощеный колодец и перед ним Спасскую часовню (фото). По преданию, в этом целебном источнике омывал раны убитых воинов сам князь Дмитрий Иванович.

На краю Куликова поля расположено село Монастырщина.В 1865-1884 гг.на месте легендарного захоронения был возведен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В его создания внесли свою лептуимператор АлександрIII, Свято-Троицкая Сергиева Лавра и многие известные деятели России.Ежедневно в 11 и в 14 часов дня слышится колокольный звон – так отмечают час начала и окончания битвы.
В селе Монастырщина находится музей Куликовской битвы. Гости единственного в России музея средневекового сражения увидят реконструкцию доспехов русских и ордынских воинов, археологические находки с Куликова поля.
Место главного сражения находится в 2 километрах от Монастырщины. Можно отправиться на поле пешком или на конной упряжке (фото).

Сейчас поле Куликовской битвы – это километры поросшей репьем земли. Во времена Дмитрия Донского местность была гораздо лесистее, а поле покрывал серо-серебристый ковыль. Сотрудники мемориального комплекса решили вернуть местности прежний вид, засадив поле ковылем. На подготовительные работы ушло около 10 лет. Зато сейчас первые посадки уже колосятся на ветру (фото). Теперь сотрудники комплекса приступили к разбивке ягодных полей, чтобы гости смогли попробовать свежую клубнику.

В 2008 году музей-заповедник посетило 112 тысяч человек (по проданным билетам). Еще 150-200 тысяч приезжает на событийные мероприятия. Популярны фестиваль авторской песни (последние выходные мая), День России (12 июня), военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (третья неделя сентября), День воинской славы России – празднование годовщины Куликовской битвы (третьи выходные сентября). По словам заведующего отделом экскурсий и туризма музея-заповедника «Куликово поле» Сергея Цепляева, в этом году стало меньше организованных туристов и больше самостоятельных.
Почти 90% посетителей приезжают в период с апреля по ноябрь, и чаще всего – на один день, хотя лучше было бы приехать на два дня и не спеша осмотреть все памятники. Но, к сожалению, ближайшая гостиница находится в 60 километрах в селе Богородицком. Однако у места слияния Дона и Непрядвы, в селе Монастырщина действует благоустроенный палаточный лагерь «Бивак на Куликовом поле», рассчитанный на 40-45 человек (фото). Здесь можно взять напрокат палатку и спальные мешки или поставить рядом свою, оплатив 100 рублей экологического сбора.

Рядом с Прощеным колодцем находится летняя турбаза «Дон». Размещение в домиках на 2-3 человека без удобств обойдется в 150 рублей в сутки с человека. К сентябрю у музея-заповедника появится служебный коттедж.
Не слишком много вокруг и точек общественного питания. Точнее, кафе «Куликово поле» – одно на всю округу. Оно было построено как временное в 1980 году, да так и работает до сих пор. Но кормят здесь вкусно, по-домашнему, правда, при большой численности группы меню нужно обговаривать заранее.(Светлана Чичкина,RATA-news)
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»