Travelport с 25 октября

Экстренный выпуск. Сюрпризы Нового года

Грандиозный скандал разразился вечером 29 января: сразу несколько самолетов с туристами не вылетели в Таиланд и Индонезию. Утром 30 января к ним добавились рейсы в Египет.

Первыми с невылетом столкнулись пассажиры авиакомпании “РусАвиа”, консолидатор "Русский Холидей", отправляющиеся на о. Бали (Индонезия). Вылет был назначен на 15 час.05 мин. 29 декабря 2000 года. По заявлению генерального директора авиакомпании Бориса Лихачева, прибывшего в аэропорт Шереметьево-1 по требованию туристов, самолет не мог вылететь в связи с неисправностью, поэтому был решен вопрос с “Аэрофлотом” о замене воздушного судна. Вылета ожидали 120 туристов из Москвы и 36 из Новосибирска. Представители "Русского Холидея" развезли москвичей по домам, а новосибирцев разместили в гостинице.

30 января дежурный ЦУП “Аэрофлота” своей телеграммой, которую подписал первый зам. генерального директора ОАО “Аэрофлот” Волыймерец А.И., подтвердил факт выделения воздушного судна ИЛ-62 для совершения перелета по маршруту Москва-Новосибирск - Улан-Удэ - Денпасар (о. Бали). Вылет был назначен на 20.00 30 января, однако, по информации Центральной диспетчерской службы, на данный рейс не был подтвержден перелет над Китаем.

К решению проблемы подключились заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владимир Стржалковский и заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько. Как рассказал RATA-news г-н Нерадько, у авиакомпании "РусАвиа" всего четыре борта, остальные они рассчитывали брать в аренду, что в условиях ажиотажного предновогоднего спроса оказалось нелегко: в эти дни только по Московскому узлу самолеты перевозят до 35 тыс. пассажиров в сутки. Поломка одного самолета "РусАвиа" потребовала его замены, и это потянуло за собой целую цепь проблем. Дело в том, что разрешение на пролет над территорией какой-либо страны выдается только на конкретный борт. При его замене надо оформлять новое разрешение, которого у "РусАвиа" не было. При самом активном содействии Минтранса воздушный коридор над Китаем для борта на Бали был получен в 19.00 30 января. Но этим дело не кончилось. Пройдя регистрацию, таможенный и паспортный контроль, туристы еще несколько часов ждали посадки в самолет. Все это время с ними находился директор "Русского Холидея" Виктор Загребин. Встреча Нового года на Бали уже была сорвана. Издерганные и уставшие туристы страшно нервничали. В какой-то момент даже возникал реальная угроза их выхода на взлетную полосу.

В 17.00 29 декабря не вылетел на Бали самолет авиакомпании “Домодедовские авиалинии”, консолидатор “Спектрум”. Интересно, что “Спектрум” с разницей полчаса-час поднимал сразу три борта в одном направлении, но по разным маршрутам. Два из них – Ил-96 и Ил-62 – взлетели вовремя, а третий - Ил-62 – был задержан, поскольку для него также не было разрешения на пролет над Китаем.

“Разрешения, действительно не было, - сообщил RATA-news генеральный директор “Домодедовских авиалиний” Александр Акимов, - но не было и отказа. Более того, нам был известен номер телеграммы, разрешающей пролет над китайской территорией, именно поэтому мы не отменяли рейс, и пассажиры собрались в аэропорту”. Как рассказала нам генеральный директор “Спектрума” Евгения Конколь, к полуночи все туристы были размещены в гостинице в Домодедово. Всю ночь руководители турфирмы и авиакомпании решали вопрос о пролете над Китаем. В 9.30 30 января туристы были приглашены на завтрак, в 11.30 пришло долгожданное разрешение на необходимый воздушный коридор. В 14.03 самолет Ил-62 с 156 туристами на борту вылетел в направлении острова Бали. “Общая задержка составила 21 час, - говорит Евгения Конколь. – По договоренности с нашими партнерами в Индонезии и с авиакомпанией “Домодедовские авиалинии”, все они останутся на Бали еще на сутки. Таким образом мы возместим нашим туристам потерянные часы оплаченного отдыха”.

В новогодние дни туристическая компания “Спектрум” поднимает 10 бортов: 29 января вылетело два самолета на Бали и два в ОАЭ, 30 января отправился рейс на Бали, 3 января должны подняться три самолета на Бали и один в Эмираты, 5 января – один в Эмираты. Вылет всех оставшихся рейсов, по словам генерального директора “Спектрума”, никаких сомнений не вызывает. Тем не менее, Евгения Конколь, которая 3 января собиралась с семьей отправиться на отдых в ОАЭ, отменила свой отпуск и остается в Москве, чтобы контролировать ситуацию.

По вине все той же “РусАвиа” пострадали туристы компании "Ванд Интернешнл", вылетающие 29 января в 18.30 на Утапао (Таиланд). Как рассказал нам генеральный директор фирмы Татьяна Ванд, утром 28 января Борис Лихачев сообщил ей о замене борта Ил-62 (174 места) на Ту-154М (164 места). Хотя по договору, подписанному с "РусАвиа" еще 3 ноября, авиакомпания может поменять борт только при условии обеспечения перевозки такого же количества пассажиров. В день вылета, 29 ноября, была объявлена задержка рейса до 21.30. С этого момента вылет постоянно откладывался. Бориса Лихачева в аэропорт привезла Татьяна Ванд, и пассажиры практически взяли его в заложники, никуда не выпуская. "Туристы из Москвы разъехались по домам, - рассказывает г-жа Ванд. - А остальных мы даже не могли разместить в гостинице, поскольку Лихачев, пытаясь решить проблему по телефону, все время обещая: сейчас полетим. Более 20 наших клиентов купили билеты в Таиланд на регулярные рейсы, мы перебронировали им гостиницы. Тем, кто отказывался от тура, возвращали его стоимость за вычетом билетов, поскольку официального отказа авиакомпании от выполнения рейса у нас не было".

Руководство и пресс-служба РАТА весь день 30 января фактически осуществляли оперативную связь заместителя министра транспорта РФ Александра Нерадько с руководителями турфирм в аэропорту Шереметьево-1. Г-н Нерадько и представители Минтранса в Китае вели практически непрерывные переговоры с Государственным управлением гражданской авиации Китая (ГУГАК). Но параллельно прорабатывались и запасные варианты: например, рассматривалась возможность организации пролета на Утапао через Казахстан с дозаправкой в Алматы. В результате "сработал" именно Казахстан: разрешение на пролет над территорией страны было дано по распоряжению председателя Комитета по гражданской авиации Серика Буранбаева.

Изрядно пришлось понервничать и туристам компании "Интаэр", которые 30 января с большим опозданием вылетели в Хургаду. Самолет "Внуковских авиалиний" был задержан по техническим причинам и вместо 8.45 вылетел из Внуково в 19.00. А рейс из Шереметьева-1 должна была в 10.30 поднять все та же "РусАвиа". Но, в связи с уже известными обстоятельствами, самолет взлетел только в 18.30.

Новогодние вылеты самолетов срываются из года в год. Но никогда еще страсти не достигали такого накала, люди не пытались блокировать аэропорт, не рвались на взлетную полосу и не брали в заложники ответственных за сложившуюся ситуацию. И уж, разумеется, никогда не было нападений на журналистов, освещавших эти события, как случилось на этот раз: неизвестные напали на микроавтобус со съемочной группой телекомпании РТР, избили корреспондентов и, угрожая оружием, отняли камеру с отснятым материалом. По мнению Александра Нерадько, пора принимать самые серьезные меры для ужесточения контроля над организацией чартерных перевозок. Судя по всему, в отношении авиакомпании "РусАвиа" будут сделаны соответствовующие "оргвыводы".

По состоянию на 01 час 31 января ситуация в Шереметьево-1 была следующая. После затянувшегося процесса формирования экипажа объявили посадку на самолет в Бали, но пассажирам при этом объявили, что полет не обеспечен бортпитанием. Хотя директор "Русского Холидея" Виктор Загребин сообщил нам, что питание фирмой оплачено. Рейс на Утапаю отложен до 2 часов ночи по погодным условиям Алматы.

РАТА считает своим долгом официально выразить благодарность заместителю министра экономического развития и торговли РФ Владимиру Стржалковскому. Особая признательность - заместителю министра транспорта РФ Александру Нерадько, который предпринял все возможные меры для оперативного разрешения чрезвычайной ситуации. Без их вмешательства трудно даже предположить, чем могла бы обернуться эта история.

RATA-news будет информировать читателей о развитии событий.