Тревелпорт

Президент РСТ направил письмо министру транспорта России

На прошедшей неделе всех пассажиров, планировавших 19, 21 и 23 мая улететь в Ларнаку чартерными рейсами «Скай Экспресс», на Кипр отвез «Аэрофлот». Стоимость перелета оказалась дороже на 15-25%. Для перевозки туристов в Ларнаку после 25 мая «Аэрофлот» предложил туроператору по этому направлению блок мест со стоимостью за кресло уже на 30% выше, чем та которую предлагают чартерные перевозчики.

По данным на 19 мая с.г., глубина продаж на рейсы «Скай Экспресс» по маршруту Москва - Ларнака на ближайший месяц составляет 1219 человек. Контрактная стоимость авиабилета на рейсах этого перевозчика - 245 евро (включая все таксы и сборы). В случае пересадки пассажиров «Скай Экспресса» на рейсы авиакомпании «Аэрофлот», который предлагает авиабилеты по цене выше на 60-70 евро, финансовые потери составят, как минимум, 85 000 евро. По уже проданным турам эти траты берут на себя авиакомпании и туроператоры, однако по текущим и будущим продажам увеличение стоимости перевозки ляжет на плечи потребителей. При этом пассажиры лишаются права выбора авиакомпании. Это может привести к снижению спроса на туристических направлениях и падению объемов пассажирских авиаперевозок. А компания Cyprus Airways, назначенный перевозчик на Ларнаке со стороны Кипра, подписала на летний сезон 2010 года контракты с российскими туроператорами по стоимости кресла на 30-40 евро дешевле, чем у «Аэрофлота». Поэтому не исключено, что именно к зарубежным перевозчикам обратятся туроператоры, если не будут иметь возможности продолжить сотрудничество с российскими бюджетными авиакомпаниями.

Все эти факты изложены в письме президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, направленного министру транспорта РСТ Игорю Левитину. Глава РСТ выразил озабоченность в связи с неожиданным решением Росавиации перераспределить рынок авиаперевозок в пользу регулярных.

Заметьте, по поводу своей зимней перевозки «Аэрофлот» собрал туроператоров на совещание уже 12 мая, а подписывать контракты планирует с 15 июня, то есть задолго до сезона. Однако он позволяет себе нарушать планы других авиакомпаний по летней перевозке практически в начале сезона – при поддержке административного ресурса. При этом на рынке активно обсуждается неофициальная информация о том, что «Аэрофлот» все еще не имеет оформленного допуска на линию Москва – Ираклион. Правда, Росавиация планирует выдать перевозчику допуск на это направление, но - с грубым нарушением требований все того же приказа № 92. Дело в том, что «Аэрофлот», имея назначение на эту линию, не оформил соответствующий допуск после выхода приказа и не выполнял полетов на этом маршруте. В соответствии с приказом Росавиация, получив заявку от одной из компаний на полеты в Ираклион, была обязана выдать разрешение с последующим назначением, но не сделала этого.

В письме главы РСТ министру транспорта говорится: «Нас беспокоит, что руководство «Аэрофлота» не скрывает своих намерений закрыть допуск другим авиакомпаниям на те направления, где он является назначенным перевозчиком. Закрытие ряда массовых туристических направлений для бюджетных чартерных перевозок приведет к тому, что туроператоры лишатся адекватного спросу ценового предложения в среде российских авиакомпаний. В этой ситуации им придется либо снизить свои объемы на популярных направлениях, либо, не имея возможности продолжить сотрудничество с российской бюджетной компанией, максимально пользоваться услугами зарубежных авиакомпаний, которые предлагают более дешевую перевозку, чем «Аэрофлот». Массовый туристический сегмент очень чувствителен к стоимости турпакетов, и российским туроператорам стоит больших усилий создание действительно экономичных туров в европейские страны, которые изначально более дорогие, чем, например, Турция или Египет. Любое удорожание приводит к оттоку туристов с направления, которые либо отказываются от отдыха в принципе, либо выбирают более экономичные варианты.

Остается открытым вопрос относительно готовности работы «Аэрофлота» с пассажиром бюджетного сегмента. Связано это как с высокой себестоимостью рейсов по причине более высоких стандартов обслуживания пассажиров, так и с тем, что парк самолетов авиакомпании формировался для оперирования на регулярных маршрутах и имеет меньшую кресельную вместимость за счет наличия бизнес-класса и более комфортного шага кресел. В этой связи себестоимость каждого кресла на рейсе «Аэрофлота» объективно выше, чем могут предложить игроки рынка чартерных перевозок, у которых воздушный парк формировался по другому принципу».

В обращении к Игорю Левитину приводятся данные прошедшей в мае 2009 года конференции «Россия — Евросоюз: сотрудничество авиакомпаний», из которых следует, что увеличение числа авиакомпаний, выполняющих рейсы на каком-либо направлении, не ущемляет интересы других перевозчиков, а, напротив, приводит к значительному росту пассажиропотока у всех игроков этого сегмента рынка. Например, выход в конце 2006 года авиакомпании BMI на маршрут Москва – Лондон (Хитроу), по данным на конец 2008 года, привело к увеличению трафика на направлении в целом на 10%. Появление в 2007 году на маршруте Москва – Вена авиакомпании NIKI Luftfahrt за последующие полтора года увеличило общий пассажиропоток на направлении на 20%. А трафик Москва – Мадрид после выхода на этот маршрут в конце 2005 года авиакомпании Iberia, по данным на 2008 год, вырос в целом на 80%, в том числе заметно увеличился объем перевозок и у «Аэрофлота». Поэтому провозглашенный Росавиацией принцип защиты интересов, в первую очередь, регулярных перевозчиков, противоречит логике развития рынка авиаперевозок в целом.

«Что касается приказа Минтранса № 92 от от 17 июня 2008 г., на который ссылается Росавиация, мотивируя свой отказ разрешить полеты чартерных перевозчиков, то в пункте 20 этого документа, содержащем исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, отсутствие согласования назначенным перевозчиком не упоминается, говорится в письме. Мы считаем несостоятельными обвинение авиакомпаний, не согласовавших чартерные программы с назначенными перевозчиками, в нарушении приказа, а туроператоров – в том, что они подписали контракты с этими «нарушителями». Насколько нам известно, «Аэрофлот» на летний сезон подавал заявку на выполнение одного регулярного рейса в день на линии Москва – Ларнака, то есть изначально не планировал полностью обеспечить потребности рынка на этом направлении (250 тыс. пассажиров в летнем сезоне 2009 г.). Росавиация приняла абсолютно обоснованное решение о выдаче разрешений ряду чартерных перевозчиков.

Мы считаем, что в сложившейся ситуации целесообразно предоставить авиакомпаниям возможность выполнить запланированные чартерные рейсы, чтобы не срывать начало летнего сезона. А в перспективе - отменить упомянутое требование по согласованию чартерных программ с назначенными перевозчиками и увеличить их число на популярных туристических направлениях».