Выезд российских туристов за рубеж: сенсации первого полугодия
Проведенный Российским союзом туриндустрии анализ данных Росстата по выезду наших туристов за рубеж выявил дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы между Турцией и Египтом и сенсационный расклад направлений по показателям роста.
Рост выездного турпотока из России за первые шесть месяцев текущего года доказывает, что – в головах или в кошельках, но кризис все-таки был, а сейчас наши сограждане активно наверстывают упущенное. После снижения выезда в первом полугодии 2009 года на 22,6% этот показатель за шесть месяцев 2010 демонстрирует рост – и какой! 42,7%, почти 1 млн. 625 тыс. поездок, такой динамики не было практически с начала 2000-х годов. И это первая сенсация.
Верхнюю позицию в рейтинге самых популярных направлений занимает Египет. Страна закрепила свой успех полугодия-2009, когда она впервые обошла Турцию - и по абсолютным цифрам, и по динамике в процентах. За первые шесть месяцев этого года в Египте отдохнуло 1140,6 тыс. россиян, что на 65,4% больше, чем за такой же период 2009-го. Турция же приняла 923,6 тыс. наших туристов, показав рост 43,7%. Кстати, Египет по динамике роста сейчас занял третью позицию, а Турция показала всего лишь пятнадцатый результат, уступив даже такому «неконкурентному» направлению, как Нидерланды.
Причем Египет последние три года в разы увеличивает «шаг» отыгранных у Турции клиентов. Например, за первое полугодие в 2008-м страна пирамид приняла на 39,5 тыс. российских туристов меньше, чем Турция. По итогам шести месяцев 2009-го Египет уже обошел основного конкурента на 47 тыс. А за полгода 2010 резко увеличил отрыв, приняв на 217 тыс. россиян больше, чем Турция за тот же период.
Конечно, по итогам года Турция наверняка отберет у Египта первенство. Но заметьте, что и годовой разрыв в абсолютных показателях обоих конкурентов сокращается. Например, в кризисном 2008 году Египет «проиграл» Турции 786 тыс. туристов, а в благополучном 2009-м – всего 351 тыс. Эксперты считают, что страна пирамид «берет» туристов, прежде всего, ценой. А про Турцию в последнее время все чаще говорят, что это направление весьма условно можно отнести к экономичным.
В целом первая десятка основных направлений выезда россиян (см. таблицу) осталась прежней, хотя внутри нее есть перестановки. Таиланд с 8 места поднялся на 5-е, сдвинув на одну позицию Германию, Италию и Испанию. Прежде замыкавшие десятку ОАЭ поменялись местами с Чехией, которая была на 9 месте. Чехия, кстати, хоть и удержалась в десятке, но на фоне многих других стран показала совсем небольшую динамику за полгода – 18%. Меньше рост только у Японии (17%), Франции (16,7%), Украины (12,7%) и Финляндии (8,6%). Однако отметим, что у той же Чехии, Франции и Финляндии и снижение в первом полугодии прошлого года было незначительным, потому и «отскок» небольшой.
Вторая сенсация: ни одна из 37 стран с пятизначными цифрами выезда российских туристов не показала за эти полгода отрицательную динамику турпотока!
Такого тоже не было, как минимум, последние семь лет. Даже Польша, которая «падала» с 2004 года из-за введения визового режима с Россией, в первом полугодии 2010-го дала неплохой прирост 23,6%. Напомним, что в первом полугодии 2009 года 20 из 33 самых популярных стран частично потеряли российских туристов.
Третья сенсация – это пятерка лидеров по росту турпотока в процентах. Наряду с безвизовыми направлениями в передовиках оказались две страны, входящие в шенгенскую зону и впрямую конкурирующие между собой. Выглядит пятерка так: Таиланд (рост 118,5%), Литва (92,3%), Египет (65,4%), Латвия (59,8%), Черногория (58%).
С Таиландом все понятно – отложенный спрос, россияне с удовольствием поехали в эту замечательную страну, как только там чуть поутихли политические разборки. И если Таиланд по итогам года действительно не досчитается, как прогнозируется, почти 1,5 млн. туристов, то россияне точно не попадут в это число. Минус 40,4% в первом полугодии 2009 сполна компенсированы плюсом в 118,5% за шесть месяцев текущего года.
О Египте мы сказали выше – ценовая политика плюс все удлиняющийся сезон.
Попробуем разобраться с тремя оставшимися лидерами роста. Туроператоры по Прибалтике в целом признают повышение спроса на Литву и Латвию, хотя и не в столь впечатляющих масштабах. Генеральный директор компании «Веди-тур» Ирина Федина считает, что эти страны предлагают отдых европейского качества за вменяемые деньги. И добираться удобно: всего ночь в поезде. Среди клиентов компании «Эй Би Клаб» интерес к Латвии выше, чем к Литве. Генеральный директор Анастасия Гинтерс объясняет это транспортной логистикой. Самый популярный латвийский курорт Юрмала находится всего в 20 км от Риги, куда приходит поезд из Москвы. А от Вильнюса до Паланги, самого популярного литовского курорта, надо проехать еще 350 км. И хотя Паланга дешевле Юрмалы, народ выбирает более короткий путь к морю.
Но все эти факторы сами по себе вряд ли бы выдвинули прибалтийских конкурентов в лидеры роста. Пожалуй, завесу тайны приоткрывает версия генерального директора компании «Лас Флорес» Дениса Котова: не исключено, что все дело в авиакомпании airBaltic. Латвийский перевозчик предлагает дешевые перелеты, в частности, через Ригу во все популярные европейские страны, и очень многие россияне пользуются услугами авиакомпании для транзита в Европу. Например, по словам г-на Котова, бывает, что сквозные билеты Москва – Рига – город в Европе airBaltic продает дешевле, чем Москва – Рига. Из Вильнюса тоже есть рейсы в Европу. Некоторые едут из Москвы поездом до литовской столицы, а уже оттуда самолетом в Великобританию, Францию, Италию. Получается дольше, но дешевле, чем напрямую лететь из Москвы.
Теперь Черногория, замыкающая пятерку самых растущих направлений. У туроператоров спрос на отдых в этой стране тоже активно растет, цифры называются от 30% до 55%. «Причем без всякого демпинга», - говорит генеральный директор компании «Мегаполюс турс» Эдуард Кузнецов. Он объясняет хороший спрос на Черногорию прекрасной природой, сравнительно дешевой перевозкой и невысокими внутренними ценами, что способствует увеличению числа повторных туристов. «Спрос мог бы быть еще больше, - говорит председатель совета директоров компании «Пакс» Сергей Приголовкин. - Но хорошие отели в Черногории можно «уложить» в десяток, причем «пятерка» всего одна».
И все же, по мнению Сергея Приголовкина, основу выездного потока из России в Черногорию составляют бизнесмены и владельцы недвижимости. И те и другие целью поездки называют туризм. «Семьи, у которых есть недвижимость, вывозят детей на все лето и «пасут» их вахтовым методом, - поясняет г-н Приголовкин. – Сначала едет бабушка, потом подлетают мама и папа, бабушка уезжает, потом уезжает папа, появляется сестра мамы, приезжают друзья и так далее. За сезон эта компания раз двадцать может пересечь границу Черногории». Самостоятельные туристы – еще одна значительная часть турпотока. Как правило, они выбирают низкобюджетные варианты размещения – апартаменты уровня 2-3 звезды. А с билетами проблем нет – объем авиаперевозки на направлении очень большой: летают Montenegro Airlines, «Московия», «Сибирь», «Скай Экспресс», «Трансаэро».
Таким образом, мы получили еще одну сенсацию: рекордные цифры лидеров по росту турпотока – это во многом заслуга россиян, которые не обращаются в турфирмы, предпочитая путешествовать самостоятельно. (Ирина Тюрина, RATA-news)
№ |
Страна |
% к 2009 |
2010 |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
1 |
Египет |
65,4 |
1140,6 |
689,8 |
749,7 |
597,2 |
399,8 |
2 |
Турция |
43,7 |
923,6 |
642,8 |
789,2 |
634,4 |
498,0 |
3 |
Китай |
44,4 |
563,5 |
390,3 |
957,6 |
600,1 |
499,4 |
4 |
Финляндия |
8,6 |
310,1 |
285,4 |
342,7 |
329,9 |
277,7 |
5 |
Таиланд |
118,5 |
225,3 |
103,1 |
173,0 |
128,3 |
75,6 |
6 |
Германия |
32,6 |
213,2 |
160,8 |
149,8 |
103,4 |
72,0 |
7 |
Италия |
35 |
194,6 |
144,0 |
179,4 |
145,4 |
105,9 |
8 |
Испания |
36,7 |
155,0 |
113,4 |
135,2 |
108,3 |
88,8 |
9 |
ОАЭ |
39,5 |
140,6 |
100,8 |
133,3 |
110,9 |
92,4 |
10 |
Чехия |
18 |
121,5 |
102,9 |
117,5 |
88,5 |
65,0 |
11 |
Греция |
40,7 |
114,5 |
81,4 |
99,6 |
71,7 |
53,2 |
12 |
Франция |
16,7 |
112,6 |
96,5 |
112,1 |
80,3 |
70,1 |
13 |
Кипр |
50 |
86,5 |
57,7 |
58,7 |
49,4 |
42,4 |
14 |
Болгария |
49,2 |
86,1 |
63,2 |
58,2 |
48,7 |
37,5 |
15 |
Израиль |
50,5 |
84,9 |
56,4 |
34,6 |
17,7 |
13,7 |
16 |
Украина |
12,7 |
78,1 |
69,3 |
133,8 |
141,6 |
119,7 |
17 |
Австрия |
27,9 |
68,3 |
53,4 |
60,8 |
46,6 |
33,9 |
18 |
Швейцария |
19,5 |
62,5 |
52,3 |
41,4 |
30,3 |
24,0 |
19 |
Великобритания |
25,9 |
53,4 |
42,4 |
38,7 |
36,1 |
27,5 |
20 |
Тунис |
46,5 |
52,9 |
36,1 |
44,8 |
36,2 |
30,1 |
21 |
Черногория |
58 |
46,6 |
29,5 |
30,7 |
19,3 |
15,6 |
22 |
Индия |
22,9 |
44,0 |
35,8 |
34,8 |
31,8 |
22,1 |
23 |
Корея Южная |
32,4 |
38,4 |
29,0 |
23,4 |
15,6 |
14,9 |
24 |
США |
18,9 |
36,5 |
30,7 |
22,6 |
15,4 |
11,1 |
25 |
Нидерланды |
44 |
35,7 |
24,8 |
20,4 |
15,9 |
12,1 |
26 |
Латвия |
59,8 |
31,8 |
19,9 |
17,8 |
10,6 |
13,6 |
27 |
Литва |
92,3 |
30,0 |
15,6 |
29,7 |
30,4 |
15,6 |
28 |
Доминикана |
54,5 |
28,9 |
18,7 |
14,3 |
||
29 |
Вьетнам |
57,2 |
26,1 |
16,6 |
16,2 |
12,8 |
6,7 |
30 |
Хорватия |
53 |
25,1 |
16,4 |
28,2 |
24,1 |
15,6 |
31 |
Польша |
23,6 |
21,5 |
17,4 |
19,8 |
75,5 |
27,4 |
32 |
Индонезия |
19 |
16,9 |
14,2 |
12,3 |
||
33 |
Венгрия |
20 |
15,6 |
13,0 |
14,4 |
9,0 |
7,9 |
34 |
Куба |
38 |
13,8 |
10,0 |
10,8 |
||
35 |
Мальдивы |
24,5 |
13,2 |
10,6 |
14,3 |
||
36 |
Япония |
17 |
12,3 |
10,5 |
15,0 |
12,2 |
10,0 |
37 |
Швеция |
32 |
11,1 |
8,4 |
8,5 |
5,8 |
5,8 |
|
Всего выехало туристов по всем странам |
42,7 |
5428,5 |
3803,8 |
4916,4 |
3851,1 |
2933,4 |
РОССИЯ
Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»