Тревелпорт

Сможет ли российский север составить конкуренцию южным курортам?

«Туризм стирает границы» - так была сформулирована тема международного туристического форума «Арктик тур инвест 2010», который прошел в Мурманске в рамках Арктического экономического форума. Название не только символично, но и весьма содержательно. Ведь, как явствовало из выступлений участников, развитие туризма на Северо-Западе России сегодня сдерживают не столько государственные границы, сколько административные - между самими российскими регионами.

Первым в дискуссию вступил заместитель главы Республики Карелия - министр экономического развития Валентин Лунцевич. Выступая перед участниками форума, в качестве примера он привел разрабатываемый в Карелии проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах. Его планируется начать из Петербурга - по Балтике, затем вдоль побережья Норвегии до самой северной оконечности Европы - мыса Нордкап. Далее - Мурманск, затем Карелия с известными достопримечательностями на островах Онежского и Ладожского озер - и возвращение в Питер по Беломорско-Балтийскому каналу. Проект вполне реалистичен - интерес к Северу, как уверен г-н Лунцевич, в Европе огромен. Но в каждой точке маршрута туристов должны поджидать комфортные условия, интересная программа, знакомство с достопримечательностями. Лишь тогда зарубежные вояжеры будут с охотой оставлять деньги во всех точках маршрута.

Впрочем, не надо рассчитывать только на иностранцев. Вот нынешним знойным летом Карелию буквально заполонили гости из средней полосы России. А можно ли сделать так, чтобы приток соотечественников не зависел от климатических капризов? Можно, но надо создавать привлекательные для них условия. Это одинаково актуально для Карелии, Мурманской, Архангельской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. Причем, работая над повышением комфорта, как считает Валентин Лунцевич, надо трезвее оценивать свои возможности и не задирать цены на довольно средненький пока сервис. А то ведь даже для россиян отдых на турецких курортах нередко оказывается более доступен, чем в собственной стране. Важно также не забывать, что на Крайний Север люди едут, чтобы полюбоваться нетронутыми островками природы. Необходимо следить за экологической чистотой своих «владений» - главной приманкой для путешественников.

«Государственно-частное партнерство» - это выражение часто звучало во время дискуссии. В чем выражается роль государства? Прежде всего в создании благоприятных условий и развитии инфраструктуры. Скажем, тот же масштабный круизный проект, о котором говорилось вначале, невозможен без реконструкции Беломорско-Балтийского канала - большие суда просто не прошли бы по нему. А на это из бюджета страны нынче ежегодно выделяется более двух миллиардов рублей.

Или другой пример: только государство способно помочь турбизнесу в привлечении иностранных гостей на Российский Север - расширив практику безвизового режима, сократив количество закрытых приграничных зон. Упрощенное оформление поездок из соседних стран, скажем, на срок до трех суток, - одно это существенно увеличило бы поток туристов, в том числе по так называемым маршрутам выходного дня. Соответственно выросли бы и доходы местных жителей, занятых в турбизнесе.

О государственно-частном партнерстве говорила и представитель Архангельской области Анастасия Старостина. Принятая там программа развития туризма предусматривает строительство различных объектов за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Разрабатывается областной закон о зонах экономического благоприятствования, где также предусмотрен механизм господдержки турорганизаций на территории таких зон в виде субсидий и налоговых льгот. Остается, по ее словам, наладить более тесные связи с соседними областями, прежде всего Мурманской и ближним зарубежьем.

Правда, по мнению некоторых участников дискуссии, зоны благоприятствования - палка о двух концах, требует осмотрительности. Ведь они создаются, как правило, в достаточно развитых и привлекательных районах. Глухие же, депрессивные «закутки» часто таковыми и остаются - состоятельных туристов там как не видели, так могут и не увидеть.

Много внимания было уделено вопросу о туристических представительствах конкретного региона. Они могут создаваться при торгово-промышленных палатах, торгпредствах и иных структурах как в России, так и за рубежом. Например, небольшая Финляндия имеет свыше 70 таких представительств в других странах, что позволяет стабильно увеличивать поток туристов. Хотя в России всякого рода достопримечательностей неизмеримо больше.

На вопрос «Мурманского вестника», сможет ли в обозримом будущем российский север составить конкуренцию традиционным южным курортным районам, профессор университета Дубровника, ведущий европейский специалист в сфере туризма Иво Папарелла ответил так. Туристический бизнес, например, в Хорватии развивается больше ста лет, первый отель там построен еще в конце XIX века. Все это время местные бизнесмены изобретали новые способы привлечения туристов, поднимали уровень сервиса. Тем не менее далеко не сразу Дубровник стал известным европейским курортом. Так что северянам, в первую очередь надо заняться созданием стабильного и привлекательного имиджа края, строительством соответствующей инфраструктуры, гостиниц, дорог. А там и о конкуренции можно будет поговорить.

«Природа севера очень заманчива. Но для начала вы должны поднять до уровня мировых стандартов сопутствующие отрасли промышленности, способные вытащить за собою и туризм, сделать его серьезной во всех отношениях индустрией. А это долгосрочная работа, - подчеркнул Иво Папарелла. - Необходима опять же помощь центрального и регионального правительств. Хорватия во многих странах имеет представительства министерства туризма. В отрасль вкладываются огромные средства. Сами по себе туристы в вашем регионе не появятся. Их надо заманить, найти свою изюминку. Они ведь готовы прыгать даже в холодную воду или в снег - но только когда уверены, что вечером в номере их ждут горячая вода и другие блага цивилизации.

Пекка Алхоярви, старший советник Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии, курирующего вопросы туризма, заострил внимание на мешающих нормальному развитию российского туризма проблемах. «Решать их лучше всего с помощью международного финансирования, для чего следует подготовить привлекательные проекты, - посоветовал он. - Одновременно необходимо улучшать имеющуюся инфраструктуру. К примеру, дороги в Финляндии и стыкующиеся с ними трассы Мурманской области разительно отличаются. Нужен хороший, по-настоящему международный аэропорт в Мурманске. Не выдерживает никакой критики состояние железнодорожных путей и вагонов, в которых к вам могли бы путешествовать потенциальные иностранные туристы. Здесь также не обойтись без участия государства. Все перечисленное требует, в первую очередь, модернизации. Нет смысла воздвигать в Мурманске фешенебельный отель, до которого будет трудно добраться. Все должно работать в комплексе. И тогда все у вас получится, ведь туристический потенциал Кольского полуострова сам по себе очень велик».