Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Инногарант» намерен ждать до победного конца

Межведомственная оперативная рабочая группа проинформировала вчера, что «Капитал Тур» 25 ноября, как всю предшествующую неделю, не будет отправлять туристов на отдых за рубеж. А генеральный директор «Капитала» Инна Бельтюкова сказала «Интерфакс-Туризму» следующее: «Возможно, мы начнем отправлять туристов с субботы. Вряд ли это получится раньше».

На чем отправлять и где размещать – сейчас рассуждать не будем, все уже было сказано. И до сих пор ничего не изменилось. А если изменилось, то в худшую сторону.

А банки точно совещаются? Каждый день от руководства «Капитала» поступает информация о том, что переговоры с банками продолжаются и надежда на спасение еще есть. Но пул явно разваливается. Вчера стало известно, что Мещанский суд Москвы назначил на 17 декабря судебное разбирательство по иску «Банка Развития Технологий» о взыскании задолженности в размере более 35 млн. рублей с ООО «Капитал тур», а также с Бельтюковых Игоря и Инны, которые являются поручителями кредита. А этот тот самый БРТ, который на пресс-конференции Инна Бельтюкова упоминала в числе кредиторов, готовых поддержать туроператора. Пресс-секретарь суда Татьяна Фролова сообщила Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ), что в залоге находится квартира Бельтюковых. Она также добавила, что ответчики не являлись ни на судебную подготовку, ни на первые слушания по существу.

Выяснилось и что это за ООО «Мегаполис Группа», иск которого к «Капиталу» подан в Арбитражный суд Москвы. Оказалось, название кредитора в электронной базе суда написано неправильно, должно быть «Мегаполюс Группа». Президент группы компаний Эдуард Кузнецов рассказал RATA-news, что зимой 2009/10 года «Мегаполюс Турс» совместно с «Капиталом» запустили чартерную программу Екатеринбург – Гоа - Екатеринбург. «Через некоторое время программа по соглашению сторон была сокращена. «Капитал тур» остался нам должен более 1 миллиона рублей. 400 тысяч рублей они вернули, а остаток – нет, - пояснил г-н Кузнецов. - Мы ждем уже около года. Все юридические и бухгалтерские документы у нас есть».

Стратегический облом. Управляющая компания сети «Горячие туры», стратегический партнер «Капитал тура», предоставила RATA-news «статистику происшествий». Туров, по которым туристы улетели, но попали в неоплаченные отели (12 путевок), или уже не улетели (26 путевок), или, вероятнее всего, не улетят, продано всего на сумму более 8,6 млн. рублей. Проблемных заявок 125, это не меньше 250-270 туристов. На период с 25 ноября по 25 декабря агентствами сети продано 32 тура. На новогодние и каникулярные заезды (26 декабря – 10 января) – 46 туров почти на 3,5 млн. рублей. Есть продажи на вторую половину января, февраль и март.

Но у «Капитала» и помимо этого есть невыполненные обязательства перед «Горячими турами». Генеральный директор управляющей компании Светлана Макарова привела такие примеры. В сентябре агентство в Санкт-Петербурге сняли с авиабилетов, но деньги не вернули. С начала ноября турфирме из Ногинска не возвращают 80 000 руб. по аннулированному туру. «По этим случая с нами вообще отказываются разговаривать, - говорит г-жа Макарова. – То есть агентства просто кинули на деньги».

По словам Светланы Макаровой, до сих пор руководство «Капитала» ни разу не вышло на контакт с управляющей компанией: «Информацию, причем весьма противоречивую, мы получаем от страховщика, из прессы, телевидения и от наших агентств, которые пытаются решать вопросы по своим туристам». При этом более-менее понятная информация о порядке действия по неулетевшим туристам появилась только 23 ноября. Менеджеры «Капитала», то ли по указанию руководства, то ли по собственной инициативе склоняли агентства к аннуляции туров. «У нас есть письмо с ответом от «Капитала»: возмещение невозможно, так как тур не аннулирован, – рассказывает Светлана Макарова. – Нам даже выставили штраф по «неулетевшему» 19 ноября туру в ОАЭ – удержали 80 долларов за визу!»

Начинать выплаты «Инногарант» пока не планирует. Руководитель пресс-службы страховой компании «Инногарант» Александр Кремер, отвечая на вопросы RATA-news, сообщил, что, по данным на 23 ноября, принято 89 комплектов документов с заявлениями на страховую выплату, сумма претензий уточняется. Однако начинать выплаты страховщик пока не планирует. Как вы думаете, почему?

«На данный момент компания «Капитал тур» ведет свою деятельность, не отказывается от обязательств по проданным турпутевкам, урегулирует претензии клиентов, - сообщает г-н Кремер. - Предполагается, что туристам будет предложен альтернативный вариант отдыха, а в случае отказа «Капитал тур» будет возвращать им средства из собственного бюджета. Поэтому пока рано говорить о страховых выплатах, однако в случае, если для них будут основания, «Инногарант» готов их производить».

В дальнейшей дискуссии Александр Кремер добавил аргументов: «…мы не можем осуществлять страховые выплаты только на основании того, что в СМИ или кем-то из экспертов высказывается мнение, что «Капитал тур» не исполняет своих обязательств. Сомнения в том, что «Капитал тур» сможет урегулировать ситуацию, не являются доказательством его финансовой несостоятельности или отказа от исполнения своих обязательств… Насколько нам известно, «Капитал туром» временно приостановлена отправка туристов, а не деятельность оператора в принципе, это все-таки разные вещи… Мы не получали от «Капитал тура» официальных уведомлений о том, что он не в состоянии исполнять взятые на себя обязательства».

Вот так, как говорится, на голубом глазу.

При этом заметьте, что сам «Капитал» в размещенном на сайте «Порядке действий турагентов…» предлагает по несостоявшимся турам и по турам с неоплаченными отелями «проинформировать туриста о необходимости незамедлительного обращения в СК «Инногарант» с заявлением о возмещении понесенных расходов в связи с ненадлежащим оказанием услуг туроператором, обеспечить клиента всеми необходимыми для этого документами и дать разъяснения о порядке взаимодействия со страховой компанией». То есть самому туроператору ясно, что страховые случаи уже есть.

Ясно это и Роспотребнадзору, в полномочия которого входит контроль за деятельностью предприятий турбизнеса. На сайте ведомства размещена информация для туристов, имеющих договорные отношения с туроператором «Капитал тур». Кстати, к сведению г-на Кремера, начинается документ словами: «Туроператор «Капитал тур» распространил сообщения о временной невозможности исполнения своих обязательств по всем турам с датой заезда начиная с 17 ноября 2010 года».

Роспотребнадзор напоминает о праве туриста на возмещение убытков в случае невыполнения условий договора о реализации турпродукта туроператором, сообщает контакты страховой компании «Инногарант» и специально уточняет: «…клиентам «Капитал тур» необходимо дождаться даты начала тура и, если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией».

А может быть, сотрудники «Инногаранта» не читали закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»? Статья 17.4: «Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора».

Существенные нарушения договора – налицо. Придется платить. Согласно статье 17.5 того же закона – «не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов».

Банкротство может понадобиться. А вот для выплат по индивидуальным страховкам от невыезда, включая риск банкротства, действительно надо дожидаться официального подтверждения несостоятельности туроператора. «Инногарант» продавал через «Капитал» около трех тысяч таких страховок в месяц. Кстати, Александр Кремер подтвердил, что этому виду страхования у «Капитал тура» существует «некоторая задолженность по взаиморасчетам». «Однако если клиент оплатил страховую премию, страховка действует в полном объеме, а взаиморасчеты агентов - это отдельный вопрос. Таким образом, полисы СК «Инногарант», оплаченные клиентами «Капитал тура», действуют в полном объеме», - сообщил г-н Кремер. Он также добавил, что электронный полис, распечатанный с сайта «Капитал тура», такой же действительный документ, как и полис, отпечатанный в типографии, также попадает в базу данных компании и обеспечивает страховку.

А мы надеемся, что туристу не придется доказывать страховщику факт оплаты полиса, если у него нет на это отдельной квитанции. Вряд ли клиент получил бы такой документ, если бы не заплатил за него туроператору.

И все же с индивидуальными страховками от невыезда не так все просто. Посмотрите ответ аудитора по этому поводу в следующем материале – рубрике «Юридический ликбез». (Ирина Тюрина, RATA-news)