Тревелпорт

Круизы по-прежнему остаются безопасным видом отдыха

«Очень прошу СМИ и потребителей не поддаваться панике. Круизы по-прежнему остаются безопасным видом отдыха», – с таким призывом обратился к журналистам заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский в ходе пресс-конференции, посвященной тому, как избежать трагедий аналогичной крушению теплохода «Булгария».

Г-н Писаревский назвал случай с «Булгарией» событием исключительного характера. По его мнению, речные круизы могли бы стать самым привлекательным сегментом внутреннего и въездного туризма. Но только при соответствующей поддержке со стороны государства.

По данным Ростуризма, в настоящее время доля круизного туризма в России составляет 3% от общего объема внутреннего турпотока. Большинство иностранных туристов, которые приезжают в Россию, также отдают предпочтение именно круизным путешествиям.

«Для поддержки и развития круизной отрасли необходимо государственно-частное партнерство», – отметил Евгений Писаревский. Впрочем, чиновник тут же поправился: «Сейчас Россия не может заменить свой флот на тот, который ей реально необходим – доступный и безопасный». По его словам, федеральная целевая программа развития внутреннего туризма до 2018 года предусматривает направление средств на развитие речного судоходства. Однако речь идет в большей степени об обновлении портов, а не о замене судов.

Трагедия «Булгарии» поставила круизную отрасль на грань выживания. RATA-news уже писала о начавшемся падении спроса на речные круизы. При этом государство намерено запретить старые суда. А это существенная доля всего парка. В категорию «молодых» сегодня попадают теплоходы, построенные 25-30 лет назад. Из 120 судов, курсирующих по рекам европейской части России, похвастаться этим качеством могут только 50 четырехпалубников. Остальные по возрасту сопоставимы с затонувшей «Булгарией» – 50-60 лет. Как заметила заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова, ее компания ежегодно тратит до 20% выручки на ремонт судового парка. При этом туроператоры называют целый ряд причин, почему не могут позволить себе покупку новых теплоходов.

По словам коммерческого директора компании «Водоход» Андрея Смолина, в России круизные суда уже давно не строятся, а покупка их за рубежом при существующем налогообложении не имеет смысла. Новое судно при средней стоимости порядка €20 млн. окупится через 20-25 лет. Понятно, что ни один инвестор на такие вложения не пойдет, заключает эксперт.

По мнению игроков рынка, на данном этапе поддержка государства в первую очередь должна заключаться в налоговых послаблениях на покупку и ввод в эксплуатацию новых речных круизных судов. Евгений Писаревский пояснил, что Ростуризм обращался в Минтранс с подобным предложением и решать о целесообразности подобных законодательных изменений будет именно это ведомство.

Что реально может сделать туристическое сообщество – это способствовать ужесточению ответственности за причинение вреда на речных перевозках, констатировали участники пресс-конференции. «На мой взгляд, в законодательстве должна быть четко определена юридическая ответственность за причинение вреда, в том числе, на внутренних речных перевозках. Может быть, это надо будет сделать по аналогии с воздушными перевозками, где было введено страхование гражданской ответственность за причинение вреда. Жизнь каждого пассажира воздушного судна застрахована», – заявил Евгений Писаревский. Он также отметил, что российские туристы, путешествующие по России, должны страховаться по такой же системе, которая действует для них при выезде на отдых за границу. Замглавы Ростуризма напомнил, что сейчас все путешествующие внутри страны граждане застрахованы только в рамках обязательного медицинского страхования.

Между тем, число жертв крушения «Булгарии» пошло уже на вторую сотню. Со дна Волги подняты 104 тела погибших пассажиров злополучного судна. Судьба еще 25 человек остается неизвестной. Водолазы продолжают обследовать затонувший корабль. Большинство тел найдено в трюме и в заведениях на одной из палуб. Известно, что военными водолазами, в свое время проведшими операцию по подъему подлодки «Курск», уже подготовлен проект подъема судна на поверхность. Скорее всего, операция пройдет на следующей неделе. А уже вчера, как сообщает «Интерфакс», постановлением Вахитовского районного суда Казани арестованы Светлана Инякина, гендиректор компании «Аргоречтур», арендовавшей затонувший теплоход «Булгария», и старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов.

 

Нина Егоршева, RATA-news