Фокс-Экспресс
Россия откроется первой! Бесплатные интервью с руководителями региональных турфирм!

Вологодский Дед Мороз признан самым успешным региональным брендом в туризме

Эксперты, собравшиеся на конференции «Современные инструменты брендирования российских территорий», назвали туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» самым успешным российским региональным брендом, который может служить образцом для других городов и регионов страны. Как сказал на конференции начальник управления туризма, заместитель начальника Департамент международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области Владимир Осиповский, сейчас проект уже перерос уровень одного субъекта федерации и вышел на общероссийский уровень в рамках межрегиональных проектов. Впереди – новый шаг в его развитии. В 2009 году вологодский Дед Мороз был назван официальным Дедом Морозом Олимпиады 2014. Следующий этап – продвижение бренда на европейский и мировой уровень.

А родился проект как ответ на проблемы малых городов. В России более 700 малых городов, основу экономического развития которых составляют небольшие предприятия и организации народно-художественных промыслов. Главные их проблемы – отток молодежи в крупные города, бесперспективность промышленного развития, высокий уровень безработицы. Именно таким был в середине 90-х и Великий Устюг – один из древнейших городов Русского Севера, ровесник Москвы.

Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» стартовал в 1998 году, когда в 12 км от города под строительство вотчины Деда Мороза отвели территорию. В 2002 году региональные власти разработали стратегию развития проекта. Ценные архитектурные ансамбли XVII-XVIII веков, уникальные природные ландшафты – все это в сочетании со сказочной идеей послужило основой развития города, стало его изюминкой. В реализации приняли участие правительство Москвы, «РЖД», «Газпром», «Почта России», «Лукойл», «Северсталь», предприниматели Вологодской области и Великоустюгского района. Проект стал примером государственно-частного партнерства, где 40% инвестиций – частные. «Дед Мороз стал инвестиционной идеей города», – отметил г-н Осиповский.

В результате Великий Устюг стал динамично развиваться. Сейчас в городской туристской сфере в высокий сезон занято более 7% от общей численности активного населения. С 1998 года уровень безработицы сократился с 8% до 4%. В 1998 году сюда приехало 3 тыс. посетителей, в 2002 – уже 53 тыс., в 2007 году – 164 тыс., а в 2010 – уже 209 тыс. человек. Ежегодно Великий Устюг принимает более 20 детских турпоездов, а сам Дед Мороз получает 2 млн. писем от жителей России и из зарубежных стран.

В городе отремонтирован вокзал, аэропорт. В начале проекта в Великом Устюге была только одна гостиница, сейчас их 19. По данным за 2009 год, в городе на одну тысячу жителей приходилось 20 гостиничных мест, что заметно превышает показатели других туристических городов страны (фото). Для сравнения – в Выборге около 13 мест на 1 тыс. жителей, в Великом Новгороде, Калининграде, Северодвинске и Череповце – 8-9, в Архангельске, Иваново, Костроме, Петрозаводске, Пскове, Твери и Ярославле – не более 5. Эти цифры привел руководитель сектора социальной политики и общественных коммуникаций Института экономики города Денис Визгалов в своем докладе «10 стадий "взросления" территориального брендинга в России».

Г-н Визгалов также сообщил, что за период с 2000 по 2009 год въездной турпоток в Великий Устюг вырос в 6 раз, тогда как в Архангельск, Кострому, Великий Новгород, Выборг и Ярославль, приехало лишь вдвое больше туристов (фото).

За 12 лет в проект вложено около 2 млрд. рублей. Его расчетная емкость – 500 тыс. посетителей в год. Для достижения этой цели, по мнению г-на Осиповского, к 2020 году необходимо создать современную, отвечающую европейским стандартам, транспортную инфраструктуру, построить несколько новых туристических объектов. Среди них ледовый дворец, монетный двор, этнографическое поселение в деревне Морозовицы. Нужен и новый дворец Деда Мороза, так как существующий уже не справляется с потоком посетителей в высокий сезон. Ледовый дворец станет частью межрегионального проекта по развитию спортивной инфраструктуры Вологодской, Архангельской, Кировской областей и в дальнейшем будет использоваться для подготовки олимпийских команд. Во дворце будет трансформируемая ледовая арена, музей ледовой скульптуры, ледовое кафе, зимний сад-оранжерея, кинотеатр и детский игровой городок. Стоимость проекта ледового дворца 932 млрд. рублей. Он вошел в федеральную программу развития физкультуры и спорта в РФ.

 

Ольга Чижкова, специально для RATA-news