Travelport с 18 января

Законодательная и исполнительная власти продолжают эксперименты над турбизнесом

Полнейшее равнодушие и формализм проявили вчера депутаты Госдумы и чиновники Минспорттуризма на заседании Комитета по экономической политике и предпринимательству, рассматривая вопрос об изменениях в закон «Об основах туристской деятельности». Несмотря на многочисленные письменные обращения общественных организаций, несмотря на все аргументы присутствовавших на заседании представителей отраслевых объединений, члены комитета не приняли ни одного «стороннего» предложения, касающегося поправок в закон.

Напомним, что необходимость внести изменения в отраслевой закон стала очевидной после краха «Капитал тура» в ноябре прошлого года. 17 декабря на коллегии Минспорттуризма было решено готовить поправки, подразумевающие усиление ответственности туроператоров и защиты прав туристов. В числе изменений обсуждалось введение обязательного саморегулирования, разработка единой базы данных реализации путевок, усиление ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в части реализации турпродукта. Много говорили, что надо повышать сумму фингарантий для крупных туроператоров, поскольку было очевидно, что 100 млн. рублей на возмещение затрат всех туристов, пострадавших от деятельности «Капитал тура», не хватит. Однако в ходе подготовки поправок все эти предложения были отложены либо от них отказались вообще. Зато осталась идея, которая не имеет практически никакого отношения к ужесточению ответственности туроператора и ничем не поможет туристам, но создаст кучу проблем участникам рынка. Речь идет о том, чтобы обязать турагентства реализовывать турпродукт исключительно от имени и по поручению операторов.

6 июля с.г. Госдума приняла законопроект в первом чтении. В числе поправок, помимо некоторых уточнений по терминам и формулировкам, – снижение размера фингарантий для въездного туризма, запрет на туроператорскую деятельность юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре, а также индивидуальным предпринимателем, возможность исключения недобросовестного туроператора из реестра по решению арбитражного суда, обязательный аудит туроператоров по выездному туризму с годовым оборотом более 100 млн. рублей. И – пресловутое предложение ввести единственную форму договора между туроператором и турагентом, согласно которой турагент должен работать исключительно от имени и по поручению оператора.

Обычно принятие законопроекта в первом чтении – процедурная формальность: до этого момента документ обычно не меняют, какие бы копья не ломались вокруг внесенных предложений. Затем предложенные поправки активно обсуждаются с учетом многочисленных замечаний и рекомендаций министерств и ведомств, региональных администраций и турбизнеса.

Что и было сделано. В частности, Российский союз туриндустрии объявил сбор мнений и собрал много откликов от туроператоров и турагентов. Затем РСТ направил письма председателю Комитета ГД ФС РФ по экономической политике и предпринимательству Евгению Федорову и заместителю министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежде Назиной, в которых подробно изложил свою позицию относительно продажи агентствами туров от имени и по поручению туроператора. Свое отрицательное заключение на предложенную поправку дали другие отраслевые объединения, а также Торгово-промышленная палата РФ.

О том, какие мнения по этому поводу существуют на рынке, мы уже подробно рассказывали. Нельзя сказать, что турбизнес в отношении этих поправок единодушен, но противников все же больше, чем сторонников. Основная проблема, конечно, в том, что нельзя сваливать всю ответственность на туроператоров в ситуации, когда государство полностью устранилось от регулирования турагентского рынка. Интересно, что против введения «от имени и по поручению» высказался даже Роспотребнадзор, который, как известно, крайне редко выступает на стороне турбизнеса. По словам начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова, понятие «работы агентства от имени и по поручению туроператора» противоречит определению агентской деятельности, указанному в Гражданском кодексе. «Агентства по своему статусу не могут действовать от имени и по поручению принципала», – сказал г-н Прусаков.

Но в результате ко второму чтению комитет Госдумы рекомендовал вчера все тот же набор поправок, который был уже принят в первом чтении. С одним лишь дополнением: в перечне появилась обязательная классификация гостиниц, пляжей и горнолыжных трасс. Были отклонены все поправки, предложенные членами экспертного совета по туризму при комитете Госдумы и другими депутатами.

В пользу предложенных изменений выступила присутствовавшая на заседании Надежда Назина, депутат Госдумы Владимир Звагельский. Все члены экспертного совета по туризму при комитете Госдумы высказались категорически против спорной поправки. Разговор вообще получился бурным. В результате вице-президент Российского союза туриндустрии и председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин высказался прямо: «Складывается впечатление, что ни законодательная, ни исполнительная власть не в состоянии разработать и представить адекватные меры регулирования рынка, но при этом отметает любые предложения самих участников этой сферы деятельности. Поправки, рекомендуемые к принятию во втором чтении – не более чем декларация, просто эксперимент, они не соответствуют цели оздоровления рынка, не говоря уже о том, что сроки введения новых требований не прописаны, законопроект явно не проработан».

Российский союз туриндустрии намерен обратиться к министру спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталию Мутко с просьбой обратить внимание на позицию турбизнеса в отношении спорных поправок в отраслевой закон и содействовать неформальному рассмотрению предложений, поступивших от участников туристического рынка. Также РСТ готов донести это мнение до органов высшей власти страны.