Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Разговоры о необходимости подавать иски к Costa Cruises вводят в заблуждение пострадавших туристов

Компания Costa Cruises обнародовала программу компенсации ущерба пассажирам, находившимся на затонувшем лайнере Costa Concordia. Программа предполагает:

– покрытие всех медицинских расходов (при документальном подтверждении);

– полный возврат средств за несостоявшийся круиз и перелеты, даже если авиабилеты не были приобретены через компанию Costa;

– компенсация утраченных личных вещей (точная сумма будет озвучена в ближайшие дни);

– аннуляция всех бортовых расходов пассажиров, то есть с кредитных карт ничего не будет списано, даже если турист, находясь на лайнере, делал какие-то покупки или оплачивал услуги;

– компенсация наличных депозитов, размещенных на борту.

Как сообщает круизная компания, схема компенсации будет уточнена в ближайшее время.

В этой программе ничего не говорится о моральном ущербе, однако, как полагают туроператоры, работающие с Costa, это не значит, что компания не сделает соответствующих предложений. Как мы сообщали ранее, 16 января Costa запросила у российских туроператоров контактные данные на всех пострадавших, чтобы лично с каждым обсуждать компенсационные выплаты. А 15 января было объявлено о компенсациях тем туристам, которые планировали отправиться в круизы на лайнере Costa Concordia в январе-феврале 2012 года.

Таким образом, Costa Cruises продемонстрировала, что не снимает с себя вины за катастрофу круизного лайнера и готова отвечать перед пассажирами.

Но если посмотреть российские средства массовой информации, возникает ощущение, что все совсем наоборот. Активно муссируется тема судебных исков против компании Costa, в том числе коллективных, которые должны предъявлять туристы, уже публикуются предложения – разумеется, коммерческие – по подготовке документов и юридическому сопровождению судебного процесса. Это вводит в заблуждение пострадавших пассажиров, которые опасаются, что могут упустить момент и не получить ничего. Более того, выясняется, что некоторые из тех, кто еще находится в Италии, уже подписали договор с адвокатом, которого им там же порекомендовали. Но прежде, чем принимать решение о подготовке иска, надо хотя бы выслушать конкретные предложения Costa Cruises.

«Позиция компании Costa свидетельствует о возможности внесудебного решения вопроса по компенсациям. Пассажирам лайнера Costa Concordia следует дождаться официальных и конкретных предложений о возмещении причиненных убытков, – говорит глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. – И даже если они не поступят в ближайшее время, то сначала все-таки надо предъявить досудебное требование, сделать калькуляцию причиненного ущерба и определить сумму компенсации морального вреда. Не следует спешить с исками и вступать в дорогостоящие судебные процессы, когда очевидны перспективы добровольных выплат со стороны круизной компании. Тем более рано говорить о консолидации исковых требований по возмещению морального вреда, который определяется судом строго индивидуально».

Другое дело, что пострадавших необходимо максимально просветить относительно их прав на возмещение ущерба и по поводу возможных требований в сложившейся ситуации. Подробные разъяснения с точки зрения российского законодательства уже опубликованы на сайте Роспотребнадзора. Разумеется, во всем опять виноваты туроператоры, и, по всем нашим законам, именно они должны возвращать туристам деньги, потому что даже крушение круизного лайнера – это «ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору». Но, повторим, Costa Cruises уже объявила, что возмещение ущерба берет на себя.

Однако в случае с затонувшим судном интересы пострадавших регламентируются не только российским законодательством. Поэтому вопрос компенсаций завтра будет обсуждаться в Ростуризме с участием специалистов по международному морскому праву, туроператоров, представителей отраслевых общественных организаций. Прав заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский, который говорит, что общение с круизной компаний по поводу возмещений, в любом случае, простым не будет. И если пассажиров предложения Costa Cruises не устроят, достижение компромисса может затянуться на несколько лет.

 

Ирина Тюрина, RATA-news