Travelport с 25 октября

ФАС проверяет региональный офис «Пегас Туристик»

Компанию «Пегас-Барнаул» подозревают в нарушении закона «О защите конкуренции». Об этом сообщил официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю.

Как говорится в источнике, «возбуждено дело по признакам злоупотребления доминирующим положением» (часть 1 статьи 10 указанного ФЗ). Основанием для разбирательства стало заявление одной из туристических компаний Барнаула, которую туроператор отключил от своей системы онлайн-бронирования. Агентство сочло, что «Пегас» тем самым нарушил контракт с ними и навязывал невыгодные условия сотрудничества. УФАС, рассмотрев обращение, нашла подтверждение, что ООО «Пегас-Барнаул», «занимая доминирующее положение» на региональном рынке, заблокировал для фирмы-заявителя возможность работы с заявками туристов в режиме реального времени, сохранив это право для других копаний.

«Пегас-Барнаул» де-юре – самостоятельный оператор, де-факто – региональный офис московской компании «Пегас Туристик». Как сообщила RATA-news ее гендиректор Анна Подгорная, в Барнауле действительно было отключено от онлайна одно из турагентств. «Эта компания проходила у нас по документам как ООО «Мега-Информ», – пояснила г-жа Подгорная. – Причина – систематические нарушения работы в системе и несоблюдение сроков оплаты. Кроме того, услуга, о которой идет речь, не входит в число обязательных по договору, это дополнительная опция. И есть ряд причин, по которым мы можем в ней отказать: финансовые нарушения, подтвержденные факты предоставления необоснованных скидок, многочисленные ошибки в оформлении заявок».

Анна Подгорная считает, что сегодня, когда агенты работают от имени и по поручению операторов, тема взаимоотношений между ними как никогда актуальна: «Онлайн-бронирование – эта опция, созданная для удобства наших партнеров. Но мы должны также донести до них, что этим инструментом нужно пользоваться внимательно и ответственно, понимая, к чему могут привести ошибки и нарушения. К отключениям мы прибегаем крайне редко, должно произойти что-то вопиющее. Но даже тогда, прежде чем заблокировать доступ к онлайну, мы неоднократно просим агентство устранить огрехи в работе». Анна Подгорная рассказала, что бывали случаи, когда раздосадованные агенты, получив предупреждения, начинали «штамповать» липовые заявки, пытаясь напоследок насолить туроператору. Заявления в ФАС и в другие органы, по ее мнению, – действия из «той же оперы».

Интересно, что турагентства с названием «Мега-Информ» в Барнауле нет. В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) по разным адресам зарегистрированы две фирмы с таким названием, одна из них – в частном доме, вторая – в многоквартирном. Справочники организаций и предприятий города выдали еще один «Мега-Информ», но это… агентство недвижимости. Представители турбизнеса Барнаула предполагают, что отлученная от онлайна фирма работает на рынке под другим названием, отличным от наименования юрлица. Кто именно оказался ущемлен в правах и подал заявление в ФАС, не знают и в Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), которая объединяет более 30 туркомпаний.

Однако барнаульские агенты, с которым пообщалась RATA-news, не сомневаются, что для отключения таинственной фирмы был весомый повод, как и в том, что заявление в ФАС было подано именно из желания насолить, а не восстановить справедливость. Они солидарны, что вставать в позу, если «накосячил сам», смысла нет. Ведь даже если возможность бронировать в онлайне восстановят через ФАС, отношения с оператором не улучшатся. «Если не устраивают правила, можно работать с другим компаниями», – резюмировал член правления АРАТ, директор фирмы «Плот» Александр Смирнов.

Отключение от онлайна для турагентства не катастрофично, но довольно болезненно. Фирма теряет 1% комиссии, который дается бонусом за заявки в онлайне. У нее остается возможность бронировать туры по электронной почте или через факс, сохраняется и доступ к личному кабинету. Но работа при этом сильно замедляется, а ведь скорость подтверждения заявки – один из наиболее важных факторов для удержания клиента. То есть агентство теряет конкурентное преимущество.

«Подобные истории периодически случаются, в том числе в нашем городе. Отключить от онлайна может не только «Пегас», но и другие операторы, – рассказала директор компании «Арго», член правления АРАТ Ирина Слесарева. – Да, ситуация для агента нестандартная, но и не форс-мажорная: все в рамках договора. Условия работы с «Пегасом» одинаковые для агентов всей России, и они не ущемляют наших прав. Все случаи отключения, о которых я знаю, были связаны задержками оплат или с откровенным демпингом».

По мнению председателя правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири (РОСТ) Натальи Куцевол, все случаи блокирования доступа к системам онлайн-бронирования, которые известны ей, также были обоснованы. Перечислив уже названные выше причины, она добавила: «На моей памяти также были отключения, связанные с нарушением деловой этики, когда агентство сотрудничало с оператором, но «на каждом углу» высказывалось о нем оскорбительно». Наталья Куцевол подчеркнула, что сегодня оператор несет полную ответственность за свой турпродукт, и любые непрофессиональные действия со стороны агентов должны жестко пресекаться.

Рассмотрение дела УФАС по Алтайскому краю назначил на 19 апреля.

 

Анна Вальцева, RATA-news