Travelport с 18 января

Ведьмин рынок

Продолжаем рассказ нашего корреспондента о поездке в Боливию.

Боливия – земля мистики и тайн, колдовских ритуалов и жертвенных церемоний. Насчет общения с духами и сверхъестественными силами в стране «все нормально», в этом убеждаешься практически на каждом шагу. Этим боливийским чудесам мы удивлялись во время путешествия, организованного московской компанией Poseidon Expeditions.

Сначала было страшновато. Потом любопытно. А закончилось все покупкой амулетов и подробными расспросами, как ими пользоваться.

Все на той же площади Сан-Франциско, куда выходили окна моего номера в отеле Presidente в Ла-Пасе, я как-то увидела странную очередь, которая выстроилась к высокому человеку, размахивающему руками над белесым дымом. Пошла посмотреть поближе. Оказалось – шаман ведет прием страждущих. На металлических листах дымили угли, над ними колдун размахивал тонкой веревкой. Каждому подошедшему он завязывал на запястье кусок этой веревки, перекидывался с человеком несколькими словами, коротко отвечал на какие-то вопросы. На боку у шамана висела небольшая сумка, куда люди с благодарностью клали деньги. Каждому посетителю уделялось не более 15-20 секунд, очередь не иссякала несколько часов. Все было серьезно: здесь стояли индейцы в национальных нарядах, статусные дамы в многочисленных юбках, боливианцы в обычной одежде и даже мужчины в деловых костюмах. И все они смотрели на шамана с благоговейным трепетом и нескрываемым любопытством. Я была впечатлена. Но оказалось, это только цветочки.

Немного позже в городе Эль-Альто мы увидели… повешенных на столбах людей. Эль-Альто – фактически пригород Ла-Паса, хотя с 1950 года это отдельный город. Там находится аэропорт, проходит железная дорога, есть промышленные предприятия, то есть место вполне цивилизованное. Правда, архитектурными изысками город, мягко говоря, не отличается, а его окраины – так просто трущобы. И вот именно там мы увидели этих «висельников». Я глазам своим не поверила. Как потом оказалось, к мистике это отношения не имеет, а вот к боливийским «чудесам» – самое прямое.

Гид Ольга пояснила, что на столбах висят не люди – чучела. Это знак для чужаков: вот что тебя ждет, если сунешься в наш район с недобрыми намерениями. Ничего плохого мы делать местным жителям не собирались – только сфотографировать! – но на нашу просьбу остановиться водитель ответил категорическим отказом. Пришлось фотографировать из машины, получилось не очень, но рассмотреть можно.

Следующим потрясением стал отель Inca Utama на озере Титикака.

Точнее, целый музейный комплекс при гостинице, рассказывающий об истории и жизни народа Боливии. Там есть экспозиция, посвященная колдовским и целительским способностям индейцев. С помощью трав, снадобий, используя животных и человеческую плаценту, лечить они умеют абсолютно все, справляются с болезнями внутренних органов и даже с переломами костей.

Вот, например, морская свинка – «рентген». Чтобы определить, что болит у занемогшего человека, «специальный» шаман-кальяуайя обтирал его живой морской свинкой. Потом бедному зверьку делали вскрытие и искали больной орган. Считалось, что такой же орган у человека стал причиной его болезни.

При этом кажется, что своих секретов индейцы и не скрывают. Все очень наглядно. Вот трава или корешок, вот его название, вот район Боливии, где это растет, вот что с ним надо делать и вот от каких болезней это помогает. Все написано-нарисовано на табличках, пользуйся на здоровье.

Вопрос только в том, какие заклинания произносят целители, какие ритуалы проводят, о чем думают и к каким силам обращаются в момент общения с больным. На эти вопросы таблички не отвечают.

Готов был отвечать на наши вопросы тата (отец) Бенджамин – «дежурный» шаман при музее. Тем более что он умеет предсказывать будущее на листях коки.

Но мы пообщались с шаманом просто так, за жизнь. Спрашивать о будущем не стали – страшновато.

Апофеозом боливийской мистики стал ведьмин рынок в Ла-Пасе, единственный в мире «торговый центр», который специализируется на продаже товаров для ведьм, колдунов, знахарей и шаманов. Мы попали туда вечером, когда стемнело, и это добавляло нашему предприятию остроты ощущений. А когда я собралась свернуть в один из закоулков, где увидела что-то интересное, гид Ольга схватила меня за плечо: «Туда не надо. Там торгуют только для своих и туристов очень не любят». Я вся похолодела и быстро повернула назад.

Внешне улочка Линарес ничем не отличается от череды обычных сувенирных лавок, которых полно в Ла-Пасе. Только продают здесь амулеты, магические статуэтки и ритуальные маски, снадобья и привороты, целебные травки, корешки, семена, кусочки деревьев, сушеные когти и клювы, разные масла, жир животных и много чего еще.

На этом рынке можно набрать «потребительскую корзину» на все случаи жизни. Хочешь дом или, например, трактор – покупаешь сахарное печенье с нужным изображением.

Хочешь заняться пекарским бизнесом – покупаешь на рынке ведьм маленькую копию хлебной печи.

Хочешь ребенка, мужа-жену, любви, бессчиленных побед в интимной жизни, богатства – на каждое желание обязательно найдется нужный амулет. В Ла-Пасе 24 января даже проводится отдельная ярмарка «Аласитас». Посвящается она богу аймара Экеко, это бог фортуны, удовольствия и материального благополучия. На этой ярмарке боливийцы активно покупают разные «желания» в миниатюре.

Самый ошеломляющий товар на ведьмином рынке – зародыши ламы или альпаки. Настоящие, только высушенные. Без них не обходится ни один ритуал, их жертвуют Пачамаме, богине земли и плодородия. Вот, например, как изображено это божество на въезде в Ла-Пас.

Альпака считается миниатюрным видом лам, хотя последние исследования ДНК показали, что произошли они от викуньи – животного из семейства верблюдовых. Конечно, никто зародышей ламы или альпаки специально не «добывает». Их просто подбирают. У самок альпаки овуляция происходит непосредственно при контакте с самцом, так что забеременеть она может в любое время. Детеныши рождаются через 11 месяцев, и сразу после родов самки снова могут спариваться. Однако к рождению детенышей это приводит нечасто – раз в два года. Гораздо чаще у самок случаются выкидыши, причем на разных сроках беременности. Поэтому выглядят зародыши по-разному.

Собирает их и высушивает владелец стада, а потом продает – от 50 до 250 боливиано за штуку, это примерно 250-1100 рублей. Недорого, если учесть уникальность товара. А дальше происходит вот что. Все желания-амулеты собирают в одном месте, сверху непременно кладут зародыша ламы или альпаки, которого даже можно принарядить, чтобы задобрить, а заодно и проявить уважение к Пачамаме. Вообще этот ритуал, который называется Чалья, именно Пачамаме и посвящается. Проводят его либо индейцы сами, либо с помощью шаманов – в определенные дни года, главный из которых 1 августа. Провести ритуал можно где угодно – в домах, в частных магазинах, в офисе фирмы. То есть это что-то вроде православного освящения.

Считается, что через некоторое время у тебя обязательно появится настоящий трактор или пекарня, муж или жена, ребенок и вообще счастье в личной жизни. Больших зародышей обычно закладывают в фундамент строящегося дома. А богатые боливианцы на зародышей не размениваются, они жертвуют Пачамаме живых лам. Их также закладывают в фундамент будущего дома, но, правда, это уже очень редкое явление, встречается только в отдаленных деревнях страны.

Но не всегда эти ритуалы ведут к добру. Вот, например, заговор на смерть.

Как видите, зародышей здесь нет. Вместо них черепа, засушенные коготь и клюв и – символ той, которая, по чьему-то мнению, заслуживает страшной кары: увела мужа или любимого, погубила ребенка или виновата еще в чьей-то гибели. Но к подобным заговорам боливийские колдуны относятся осторожно, с опаской, соглашаются участовать крайне редко и только в случае очевидных, доказанных обстоятельств. Но купить все необходимое для этого ритуала может любой. И всем, кто живет в Боливии, это приходится учитывать.

А мы, ошарашенные увиденным, отправились за новыми чудесами – раскрывать тайну цивилизации Тиуанаку.

Продолжение следует…

 

Ирина Тюрина, RATA-news

Фото автора