Фокс-Экспресс
Россия откроется первой! Бесплатные интервью с руководителями региональных турфирм!

Билетный скандал подрывает доверие к рынку онлайн-тревел

«Авиа Центр» восстановит все ранее аннулированные авиабилеты клиентов портала Eviterra.com. «Мы делаем это за собственный счет. Никаких переговоров с «Эвитерра Трэвел» сейчас не ведем, у его руководителя давно отключен телефон. Каждый день восстанавливаем примерно по 300 билетов: вчера оформили вылеты с 13 по 16 января, сегодня эта работа продолжится, – рассказал RATA-news генеральный директор «Авиа Центра» Сергей Богачев. Он уточнил, что компания аннулировала билеты на законных основаниях: это право было зафиксировано в субагентском договоре с «Эвитерра Трэвел» в случае непоступления средств. Тем не менее, большинство экспертов называет аннуляцию оплаченных билетов нарушением закона.

 

Напомним, 31 декабря 2013 года портал по бронированию авиабилетов Eviterra.com сообщил на своем сайте об уходе на каникулы до 9 января. Одновременно «В контакте» появились сообщения, которые наводили на мысли о совсем не каникулярных причинах закрытия сайта и остановки продаж. 5 января стало известно, что компания «Авиа Центр», субагентом которой выступала «Эвитерра Трэвел», аннулировала без возврата денег порядка 6 тысяч билетов, купленных на этом портале. Проблемы коснулись, прежде всего, пассажиров «Аэрофлота», S7, «России», «Трансаэро», «Уральских авиалиний», но сообщалось также и о случаях аннуляций билетов на рейсы МАУ, Asiana Airlines, Thai Airways, Air France, LOT, El Al, Georgian Airways, Cathay Pacific, Emirates и многих других.

 

«Авиа Центр» предложил пострадавшим клиентам обращаться к владельцам портала Eviterra.com или в «Промсвязьбанк», который оказывал компании услуги эквайринга. Однако уже на другой день банк заявил, что не будет компенсировать расходы за аннулированные авиабилеты, проданные «Эвитерра Трэвел», так как еще 1 января 2014 года приостановил операции с этой компанией, о чем предупредил ее заранее. 6 января Следственный комитет РФ начал проверку деятельности «Эвитерры» по признакам статьи 159 УК РФ (мошенничество). Как сказал RATA-news Сергей Богачев, вчера следователи посетили и «Авиа Центр».

 

Сейчас на сайтах двух бывших партнеров по бизнесу можно увидеть официальные заявления по ситуации, полные взаимных обвинений. Как уверяет «Эвитерра», руководство «Авиа Центра» во время переговоров ссылалось на их задолженность по авиабилетам, оформленным в последнюю неделю декабря, а аннулировало билеты, оформленные и полностью оплаченные еще с августа. «Авиа Центр» утверждает, что до сих пор не получил от «Эвитерра Трэвел» ни одного документа, подтверждающего реальную оплату авиабилетов пассажирами, так как с 31 декабря 2013 года офис компании закрыт, телефоны и сайт не работают. При этом «Авиа Центр» уже столкнулся со значительным количеством мошеннических операций, когда по якобы выкупленным билетам оплата не производилась вообще. Задолженность субагента на 27 декабря 2013 года превышает 200 млн. рублей. При этом, как пишет «Авиа Центр», «все юридические взаимоотношения всех клиентов, купивших билеты на сайте Eviterra.com осуществлены исключительно между «Эвитерра Трэвел» и частным лицом. «Авиа Центр» к ним не имеет никакого отношения».

 

Последнее утверждение вызывает, как минимум, удивление. Вряд ли «Авиа Центру», второму по объемам агенту по продаже авиабилетов на российском рынке, не известно, что с момента выписки билетов через субагента ответственность ложится именно на компанию-агента.

 

Эксперты авиаотрасли сходятся в том, что в случившемся виноваты обе компании. Сколько клиентов «Эвитерра Трэвел» пострадало, пока не известно. Но очевидно, что все они стали заложниками конфликта двух хозяйствующих субъектов, которые вполне могли – и должны были – решить все вопросы, не устраивая скандала с привлечением клиентов. К сожалению, аналогичные ситуации, когда курортные отели шантажируют туристов, пытаясь за их счет решить свои финансовые проблемы, возникшие по вине туроператоров, не редкость и на туристическом рынке.

 

Еще больше запутало ситуацию заявление адвоката «Эвитерра Трэвел» Ильи Новикова, который сообщил, что компания расплачивалась с «Авиа Центром» за купленные у него билеты каждые 10 дней, и по состоянию на 31 декабря 2013 года у нее не было долгов. А вот 9 января, когда настанет очередной день расчетов, «Эвитерра» действительно не сможет расплатиться с «Авиа Центром», из-за чего образуется долг в 160 млн. рублей.

 

Генеральный директор и совладелец ресурса Aviacassa.ru Максим Побережник согласен, что «Авиа Центр» «погорячился»: «Ситуация на рынке очень непростая. Билетный бизнес всегда был низкомаржинальным, рискованным, а сейчас стало еще хуже. За последние два года появились компании, которые откровенно демпингуют и балансируют на грани банкротства, – пояснил он RATA-news. – «Авиа Центр» поторопился аннулировать билеты, так как занервничал, что не получит свои деньги, ведь в новогодние праздники партнеру будет трудно где-то взять такую сумму. Думаю, если бы не конец года, все прошло бы спокойнее». Эксперт уверен, что «Авиа Центр» уже пожалел о своих действиях, ведь, превысив пределы самообороны, он навредил, прежде всего, себе. При нынешней ситуации, когда «Аэрофлот» уже отказался от комиссионных агентам, а за ним это наверняка сделают и другие перевозчики, субагенты становятся особенно уязвимы и будут искать надежного партнера.

 

Генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин полагает, что разразившийся скандал нанес имиджевый удар не только по обеим компаниям, но и по билетному рынку в целом. «Весь этот год прошел под знаком снижения потребительского спроса, маржинальности бизнеса и доверия к интернет-бронированию. Опасения по поводу использования банковских карт в онлайне, напротив, выросли», – заметил он.

 

Это – первый крупный потребительский конфликт на билетном рынке. Механизм решения подобных проблем пока не выработан, но клиенты, в любом случае, страдать не должны. Тем более что продавцы билетов имеют многомиллионные банковские гарантии в IATA и напрямую у отдельных перевозчиков. К тому же в этом бизнесе, в отличие от туроператорского, по словам Дмитрия Горина, невозможно накопление больших долгов – оплата IATA или ТКП идет каждые 10 дней, и это тщательно контролируется.

 

Гендиректор Aviasales.ru Макс Крайнов заявил Roem.ru, что «Эвитерра» продает около 2 тыс. билетов в день, это был «прекрасный технологичный сайт, хороший продукт и сервис». А проблемы у компании начались из-за того, что «она залезла в оборотный капитал», так что ее кассовый разрыв может достигать $8 млн. Однако он полагает, что компания «выкарабкается».

 

Эксперты RATA-news в этом сильно сомневаются. По их словам, бизнес компании носил откровенно пирамидальный характер. В частности, как сказал Сергей Богачев, «Эвитерра Трэвел» продавала билеты со скидкой как минимум 15-20%. Нынешний скандал разрушит компанию, без того ослабленную экономическими проблемами. Скорее всего, нелегко придется и «Авиа Центру», ведь аннулированные билеты, которые были куплены по низкой цене до праздников, сейчас приходится оплачивать втридорога.

 

Конфликт «Эвитерра Трэвел» и «Авиа Центра» показал, что, как и прогнозировали специалисты, билетный бизнес входит в зону турбулентности. В отличие от высокой загарантированности консолидаторов по продаже билетов, субагенты выглядят довольно ненадежно, а их клиенты – вообще беззащитны. Правовые основы на этом рынке еще предстоит выработать. И в этом плане самостоятельный турист, бронирующий свой отдых через интернет-порталы и не заключающий с ним договора, оказывается куда более уязвимым, чем клиент туроператора.

 

«Эвитерра Трэвел» занимается поиском и онлайн-продажей авиабилетов с 2011 года. По данным базы «Спарк-Интерфакс», компания является 100-процентной «дочкой» британской Eviterra.ink.

 

«Авиа Центр» существует с 2005 года. Согласно «Спарку», 20% компании принадлежат его гендиректору Сергею Богачеву, 80% – Александру Григорьеву, одновременно совладельцу «Агентства билет онлайн», «Ласт минут трэвел» и других компаний, занимающихся продажей авиа- и железнодорожных билетов.

 

Светлана Ставцева, RATA-news