Тревелпорт

Въезд иностранцев в Москву ощутимо вырастет лишь с отменой виз

В 2013 году через три главных международных аэропорта в Москву приехало 5,6 млн. человек, что на 10% больше по сравнению с 2012 годом. Лидером среди стран дальнего зарубежья стал Китай – отсюда прибыло 376,5 тыс. человек, на 40% больше прошлогоднего показателя. Этот рынок бурно растет третий год подряд: в прошлом году рост составил 47%, в 2011 году – 35%.

На втором месте – Германия с 331 тыс. человек и ростом в 7%. В пятерку лидеров также вошли Франция – 152 тыс. человек (+4,5%), Турция – 146,2 тыс. (+15,8%) и США 144 тыс. (+5,3%). В первой десятке стран дальнего зарубежья также Италия 142 тыс. человек (+10,3%), Великобритания – 127 тыс. (+12,9%), Вьетнам – 73 тыс. (+34%) и Япония – 62,5 тыс. (+12,5%).

По словам экспертов, данные о 10-процентном росте въезда и активизации китайского потока соответствуют действительности. Но показатели по европейским странам вызывают у большинства из них сомнения. «В нашей компании китайский рынок вырос даже больше, чем на 40%. Сейчас на него в общем объеме приходится не менее 30%. А вот Европа стагнирует. У Франции, Испании – минимальные показатели. Непонятно, откуда взялся прирост по Италии – в стране серьезный кризис, спрос упал. Недавно вернулась с выставки в Милане, так ее объем уменьшился вдвое, небольших фирм просто нет, посетителей тоже мало. Не видим прироста и по Великобритании», – рассказала RATA-news директор по въездному туризму «Интуриста» Нина Алтухова.

Старший менеджер московского представительства компании «Ампарус Тур» Владлен Мельник также удивлен высокими цифрами роста по Франции и Бельгии. По его словам, 2013 год почти полностью повторил объемы 2012 года. Снижение, а не рост числа туристов из Испании в 2013 году отметила руководитель въездного департамента «Натали Турс» Наталья Сорокина.

Как сказал генеральный директор компании «Свой ТТ» Сергей Войтович, рост в 10% так тонко «размазан» по всему въездному потоку, что правильнее говорить о математической погрешности: «Исключение составляют китайцы, где рост реальный. Они и делают погоду. На этом рынке до сих пор чувствуется влияние перекрестных годов наших стран. А такая же акция, например, с Голландией эффекта не дала».

Генеральный директор «Алькор компани» Татьяна Гончарова уверена: организованный въездной туризм подкошен интернетом. «Мы раньше активно принимали в Москве немецких туристов, но поняли, что не можем противостоять их уходу в интернет. Очень трудно работать с абсолютно «одноразовым» туристом. Сейчас делаем акцент на россиянах – это более благодарная и, главное, растущая аудитория для приема в Москве», – рассказала она RATA-news.

Сергей Войтович согласен, что Москва стала удобнее, современнее, самостоятельные туристы чувствуют себя здесь нормально. Отели дают хорошие цены, так что этот сегмент растет гораздо быстрее организованного. Кроме того, как полагает эксперт, в нынешнем туристическом потоке в Москву ощутимую долю составляют деловые поездки. Немецким бизнесменам сейчас, например, проще оформить туристическую визу, чем деловую, что они и делают. Та же история – во многих других странах Европы.

В прошлом году росли потоки, прежде всего, новых для России и Москвы рынков: прилично прибавили Вьетнам (+34%), Таиланд (+27%), Сербия (+28,2%), Турция (15,8%). По словам управляющего директора компании «Тари тур» Игоря Кузьмина, эти направления сейчас действительно на подъеме: «По Вьетнаму я бы даже повысил показатель роста до 50%, спрос очень хороший. Стабильный рост потока из Сербии, мы приняли более 15 групп. Отметил бы также Японию, ведь 12,5% для такого большого, в отличие от Вьетнама или Таиланда, рынка – очень хороший показатель».

В «Интуристе» отметили оживление на латиноамериканском рынке. «По многим странам Латинской Америки мы видим хороший прирост. Он был бы больше, если бы не дефицит авиарейсов в Россию. Например, по оценкам наших бразильских партнеров, в Россию готово отправиться из Бразилии не менее 10% населения, а это, между прочим, 20 млн. человек! Латиноамериканские туристы хороши тем, что отправляются в Европу с заездом в Россию сразу на месяц и за это время стараются увидеть все по максимуму», – рассказала Нина Алтухова.

Среди новых тенденций 2014 года, по словам Игоря Кузьмина, – рост спроса иностранных туристов на автобусные туры по России или через Россию в Скандинавию, Северную Европу: «Причем, если россияне такие туры воспринимают как бюджетные, едет молодежь, студенты или пенсионеры, то здесь совсем другая публика. Мы их размещаем в отелях не ниже 4-5*».

2014 год начался в принимающих компаниях по-разному. В «Интуристе» отмечают вялые продажи. По словам Нины Алтуховой, сработала агрессивная антиреклама, развернутая в западных средствах массовой информации, особенно после январского теракта в Волгограде. Люди просто испугались. В представительстве Tumlare Corporation на спрос не жалуются, бронирований на весну-лето достаточно. Правда, по словам главы компании Елены Русовой, каким будет сезон-2014 станет ясно лишь в мае, когда начнется оплата забронированных туров. В «Тари тур» в январе-феврале шли хорошие продажи, март тоже выглядит оптимистично.

Но, несмотря на положительную динамику в 2013 и, скорее всего, в 2014 году, эксперты единодушны: поток в Москву может и должен быть больше. «У нас 70% спроса приходится на Санкт-Петербург, 30% – на Москву. Петербург все-таки дешевле, транспортно более доступен, а выбор недорогих отелей шире, причем, не только в выходные дни, как в Москве», – говорит Владлен Мельник.

В «Натали Турс» отметили огромные усилия московских властей по созданию комфортных условий для зарубежных туристов. «Однако масштаб проблем настолько большой, что пути их решения лишь обозначены, сделать надо еще много. У Москвы есть свой туристический сайт, но он мало обновляется, не технологичен, в нем нет энергии. Я периодически захожу в информационный центр на площади Революции, в самом центре Москвы, где всегда много туристов. Центр хороший, но там нет карт, нет даже тех материалов, которые в большом количестве выпустил Комитет по туризму. А сотрудники не могут ответить на самые простые вопросы», – посетовала Наталья Сорокина. По ее словам, государству стоит больше поддерживать операторов по въездному туризму, иначе они так и будут неконкурентоспособны перед ведущими международными компаниями, занимающими этот рынок.

Сергей Войтович уверен, что ожидать качественного скачка спроса на Москву можно только после отмены виз. С ним согласна Нина Алтухова: «Визы сильно сдерживают туристов. Чаще всего люди едут вдвоем, оформление виз обходится в копеечку, не говоря о времени и непростой процедуре. Мы теряем поток, особенно из европейских и других стран, граждане которых привыкли свободно передвигаться по миру».

Омрачает жизнь операторов и многолетняя невозможность наладить нормальное сотрудничество с музеями Кремля. Операторы устали от постоянных проблем с гидами-переводчиками, от меняющихся правил игры. Вот и сейчас: на дворе март, а ни у кого из операторов нет пока договора с главным музеем страны. «Московский Кремль вообще вызывает множество нареканий. Непонятно, почему за проход на его территорию надо платить. Тогда надо объявить его закрытой резиденцией и просто не пускать туристов! А в итоге мы имеем вечные очереди, ужасные туалеты. Туристы говорят, что ничего похожего не встречали в других странах», – поделилась Наталья Сорокина.

Еще одна острейшая проблема – транспортная. «В Москве – постоянные пробки, а туристические автобусы не могут двигаться по выделенной полосе. В городе нет для них стоянок, для высадки и посадки туристов водителям приходится проделывать настоящие фокусы, а сейчас еще выросли штрафы. Как возить туристов в этом году, мы просто не представляем», – сказал Игорь Кузьмин. По его словам, не менее 100 московских компаний готовы подписаться под письмом в адрес руководства страны с просьбой решить эту проблему, которая серьезно тормозит развитие туризма в столице.


Светлана Ставцева, RATA-news