Travelport с 18 января

«Российские туристы больше не спрашивают где находится Сербия»

В рамках международной выставки MITT на стенде Сербии прошли рабочие встречи операторов с представителями российского турбизнеса. В Москву приехали более десятка сербских туркомпаний, отелей и курортов. Посетивший воркшоп посол Сербии в России Славенко Терзич (фото) рассказал корреспонденту RATA-news об особенностях путешествий в республику.

По его мнению, наши соотечественники пока мало знают страну, чаще бывая гостями соседних Черногории и Хорватии. «У нас нет моря, но это практически единственный минус, зато нигде русских не принимают так радушно, как в Сербии. Вы – наши братья, и это не просто слова», – заверил посол. Он отметил, что в Сербии хорошо развит паломнический туризм, отдых на лечебно-оздоровительных курортах, горнолыжные туры. К примеру, россияне уже освоили зимний курорт Копаоник, с удовольствием посещают красивые старые города Белград, Нови-Сад, Ниш. «У большинства европейских туристов популярны круизы по Дунаю, однако россияне только открывают для себя этот вид туризма», – добавил г-н Терзич.

Среди особенно привлекательных с точки зрения туризма событий он назвал знаменитый фестиваль трубачей «Гуча», на котором традиционно выступает Горан Брегович со своим оркестром. Приезжает и Эмир Кустурица, а народ танцует день и ночь напролет. «Я знаю, в России любят балканскую музыку, поэтому считаю большим упущением, что ваших туристов приезжает так мало, в основном, это греки, немцы, англичане, французы», – сказал Славенко Терзич. Россиянам будут интересны охота и рыбалка, сельский туризм, дегустация блюд национальной кухни и местных вин. Страна безвизовая для граждан России, поэтому посол не видит препятствий для активного развития туризма в Сербию.

По словам директора компании Otava Travel Братислава Райковича, в прошедшем году к ним поступило примерно на треть больше запросов по сравнению с 2012 годом. Чаще стали ездить индивидуальные туристы, но и группы собираются неплохо. Наибольший интерес представляют сербские курорты, располагающие спа-центрами, а также санатории с хорошей лечебной базой. «Высоко востребован санаторий с минеральными источниками Атомска Баня, здравница, где купируют развитие рассеянного склероза – Врнячка Баня и многие другие», – уточнил г-н Райкович. Помимо лечебных туров, популярен просто отдых в курортных зонах и качественных отелях, к примеру, в гостинице Izvor 4+.

В зависимости от уровня курорта, двухнедельный отдых обойдется от €1500 с человека, включая перелет и четыре ежедневных процедуры, что заметно дешевле, например, аналогичного пакета на чешских курортах. На окончательную стоимость тура влияет цена авиабилета. В Сербию ежедневно напрямую летают самолеты «Аэрофлота» и национального перевозчика Air Serbia, всего четыре совместных рейса в день. Цена билета может колебаться от €250 до €400 с учетом сезона и даты вылета.

Туры в республику часто комбинируют с паломническими поездками в Черногорию и Македонию, этому способствует и то, что в обе республики туристам из России также разрешен безвизовый въезд. Сейчас российский рынок занимает третью строку по турпотоку после немецкого и французского. «За последние два года видны изменения к лучшему – россияне на выставке уже не спрашивают где находится Сербия, а на местных курортах появляется русскоязычный персонал», – сообщил Братислав Райкович. По итогам этого сезона он ожидает увеличения числа туристов на 10-20%.

Генеральный директор компании Bon Voyage Ольга Дражкович рассказала, что ее фирма принимает российских бизнесменов, приезжающих на различные конференции, конгрессы, инсентив-мероприятия. «В прошлом году мы собрали три корпоративных группы, сейчас ищем новых партнеров, чтобы усилить сотрудничество с российскими туркомпаниями, собираемся формировать паломнические группы из России», – поделилась планами г-жа Дражкович.

По мнению генерального директора компании Luna Travel Крсто Ашкрабича, число российских туристов уже несколько лет увеличивается в среднем на 30% и будет расти, как минимум, еще лет пять на ежегодные 30-50%. Эту тенденцию подтверждает и тот факт, что пять лет назад в Белграде работало только две-три принимающих компании, сейчас же – более 50. «С нами сотрудничают крупные операторы, отправляющие в год по 200-300 туристов, например, «Веди Тур Групп», «Ванд Интернешнл Тур», «Юго-Стар», есть еще 20-25 агентств из Москвы и Питера, которые привозят всего по 10-20 человек», – пояснил г-н Ашкрабич. Он также обратил внимание, что в первую очередь туристы бронируют здравницы Врнячка Баня, Соко Баня, Луковска Баня, востребованы сити-брейки в Белграде и Нови-Саде, экскурсии по средневековым сербским монастырям, где сохранилась византийская роспись. По состоянию на 1 апреля нынешнего года число российских туристов выросло на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Доля поездок через операторов составляет примерно 80%, остальные – самостоятельные. «Думаю, что и этот год покажет не менее 50% прироста объемов, главное, чтобы немного «успокоился» курс евро», – сказал Крсто Ашкрабич.

Координатор российского направления компании Omniturs Олег Иванов сообщил, что в его турфирме число паломнических групп за два последних года выросло почти в четыре раза. Помимо этого, он наблюдает повышение спроса на минеральные курорты Сербии со стороны корпоративного сектора, который отправляет на лечение своих сотрудников.

Чаще всего россияне посещают Белград в турах выходного дня. Программу «Сити-брейк» курирует городская туристическая организация Белграда совместно с авиакомпанией Air Serbia. «В этом марте сити-туры берут лучше, несмотря на политические новости и курс евро. Средний чек тура на уикенд составит примерно €300, с полупансионом и перелетом», – сказал г-н Иванов.

По оценкам руководителя департамента Сербии компании «Ванд Интернешнл Тур» Елены Бондаренко, число «сербских» туристов в прошлом году превысило показатели 2012 более чем в два раза, поднявшись с 296 до 642. «Наши клиенты очень довольны и результатом лечения в местных здравницах, и доброжелательным отношением сербов», – добавила она. В Сербии россиянам более всего интересны культурно-познавательный туризм и национальная кухня. Популярны и комбинированные туры, обычно экскурсионный маршрут по Сербии сочетают с морским отдыхом в Черногории. В компании планируют развивать туры на охоту и рыбалку, речной круизный туризм. Одной из привлекательных черт страны эксперт назвала фактическое отсутствие языкового барьера: если сербы говорят медленно, россияне все понимают. «Предыдущие два года продажи росли на 30%, уверена, что и этот сезон покажет не меньший прирост – несмотря на колебания курса евро, люди не откажутся от отдыха», – полагает г-жа Бондаренко.

В прошлом году особенно активно шла программа «Сити-брейк в Белграде» с пятницы по воскресенье. Столичные отели давали хорошие цены, авиакомпании предлагали экономичный пакет, вместе с экскурсиями получалось отличное предложение. Однако к этому году турорганизация Белграда до сих пор не заключила договоры с авиакомпаниями, соответственно, не выставлены и пакетные цены. «Мы получаем множество заявок, но не можем их подтвердить. Пытались сами сформировать подобный пакет, но он выходит почти на €200 дороже, спрос сразу снизился. Ведь на семью такой уикенд обходится слишком дорого», – заключила г-жа Бондаренко.

 

Наталья Панферова, RATA-news