Travelport с 18 января

При правительстве России будет создан совет по детскому туризму

На прошлой неделе, 22 июля, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец провела совещание по вопросам развития детского туризма. Участие приняли представители Минкультуры, Минобрнауки, Минтранса, Минтруда, Ростуризма, МВД и Роспотребнадзора. Также были приглашены руководитель комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич и руководитель комиссии по культурно-познавательному туризму РСТ, генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева.

Есть большая вероятность, что после этой встречи появится прогресс в решении целого пакета проблем, мешающих развитию детского туризма в стране. Речь, например, идет о пресловутых групповых железнодорожных билетах, которые дороже индивидуальных. Многолетние переговоры с РЖД о снижении тарифов хотя бы для детских групп ни к чему и не приводят. Вице-премьер поручила Минтрансу разобраться в проблеме и дать объективную оценку действиям железнодорожников.

Напомним, что ранее, также благодаря участию Ольги Голодец, удалось вычеркнуть большую часть нелепых норм из «Санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей». Этот документ выпил немало крови у турбизнеса: для перевозки детей требовалось, помимо сопровождения врача, чтобы все вагоны были оборудованы биотуалетом и имели кондиционеры, а кормить школьников можно было исключительно в вагоне-ресторане.

Как рассказал RATA-news Сергей Минделевич, в ходе совещания вице-премьеру напомнили о намерении РЖД в ближайшие годы полностью отказаться от эксплуатации плацкартных вагонов. Ожидается, что они будут заменены на более комфортные двухэтажные купейные вагоны. «Сокращение количества плацкартных вагонов неминуемо приведет к подорожанию билетов. Ожидается, что стоимость «двухэтажек» будет на 20-30% выше. При условии, когда групповые тарифы дороже обычных, такая цена будет неподъемной для детских туристических групп», – пояснил г-н Минделевич. Кроме того, отказ от плацкарта, по его мнению, снизит уровень безопасности перевозки детей. Есть вероятность, что Роспотребнадзор потребует подсадить в каждое купе по одному взрослому, тогда как на плацкартный вагон сегодня достаточно четырех сопровождающих, поскольку все дети практически на виду.

Представители туриндустрии также попросили правительство вернуться к теме утвержденных в декабре 2013 года правил перевозки автобусами детских групп. В конце июня усилиями РСТ удалось добиться, чтобы введение спорного пункта 3, согласно которому для перевозок организованных групп детей могут использоваться только автобусы не старше 10 лет, было отложено на год. Вместе с тем трудно ожидать, что в течение года кардинально улучшится положение в обслуживающей туризм транспортной сфере, где общее количество старых автобусов превышает 70% автобусного парка.

Более тщательной проработки требуют и другие пункты правил. Например, требование к организаторам согласовывать каждую групповую перевозку детей автобусом на предмет сопровождения его автомобилями ГИБДД. Ранее в РСТ предлагали сделать порядок уведомительным и предоставить органам ГИБДД возможность принимать решение о сопровождении в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей маршрута. В корректировке нуждается и пункт 17, согласно которому, в случае нахождения детей в пути более трех часов, руководитель группы или лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, обязано предоставить «сухой паек» и бутилированную воду. Для городских экскурсий это требование избыточно – по маршруту следования всегда есть возможность обеспечить питание в специализированных пунктах.

Проблему, среди прочего, создает и отсутствие остановок экскурсионных автобусов в крупных транспортных узлах. Ольга Санаева привела в пример площадь трех вокзалов в Москве. За стоянку в этом месте взимается штраф в размере 3 тыс. рублей. Поэтому, чтобы погрузиться в автобус, приехавшим в столицу детям приходится с чемоданами идти на другую сторону проспекта Сахарова. Аналогичная ситуация, по ее данным, складывается и в других городах.

Ольга Голодец проявила заинтересованность в скорейшем разрешении этих вопросов. Участники совещания предложили провести отдельную встречу, посвященную транспортным проблемам в туризме. Также вице-премьер поддержала идею создания при правительстве РФ межведомственного совета по детско-юношескому туризму. Собирать его планируется раз в два месяца. «Надеюсь, что в создаваемый совет войдет достаточное количество специалистов, чей авторитет в туризме не подвергается сомнению», – заметил Сергей Минделевич.

Кроме того Ольга Голодец поручила Минрегиону совместно с Минкультуры и Минобразования проработать вопрос включения в число показателей эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ данные, характеризующие состояние детского туризма. А Ростуризму – предусмотреть мероприятия по повышению квалификации работников сферы детского туризма, продвижения соответствующих продуктов и включения их в федеральную целевую программу развития туризма.

Представителям профильных ведомств поручено подготовить предложения по обмену детскими туристическими группами между регионами. В качестве примера уже существующей практики приводился проект «Узоры городов России». Сейчас он объединяет семь областей, среди которых Московская, Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ивановская и Ярославская. Помимо этого появилась идея мотивировать экскурсионные поездки школьников по России. Наградой юным путешественникам могут стать специальные значки вроде тех, что выдавались в советские времена парашютистам за каждый прыжок. Только здесь счет будет идти на города.

 

Нина Егоршева, RATA-news