Калуга

Форум «Ёж» строит общий дом

В Сыктывкаре прошел II международный экотуристический форум «Ёж», организованный Агентством Республики Коми по туризму при поддержке республиканского правительства и Ростуризма. Инициаторы мероприятия уверены, что природный туризм может и должен стать основой экономики во многих российских регионах.

Концепция форума была продумана на три года вперед. В прошлом году он был посвящен продвижению природного туризма со слоганом «Простые решения». Для нынешнего форума слоганом выбран «Общий дом», так как основное внимание было уделено зеленому строительству, безопасности, экопотреблению, экопитанию и развитию экотуризма на особо охраняемых природных территориях.

Открывая форум, глава Республики Коми Вячеслав Гайзер подчеркнул, что заявленные для обсуждения темы одинаково значимы для туристических регионов, в этой связи особенно интересен опыт других стран в сфере развития природного и этнотуризма. В последние годы успешно реализуется долгосрочная стратегия развития туризма, зарегистрирован турбренд «Эко республика Коми», идет разработка новых туристических маршрутов и продуктов.

В первый день форума были подписаны соглашения правительства республики с Печоро-Илычским государственным заповедником и национальным парком «Югыд ва». Соглашения коснутся сотрудничества по развитию туризма на этих территориях, сохранению природы и других актуальных вопросов.

В своем докладе руководитель Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева назвала подписание соглашений крайне важным шагом, ведь только совместно с правительством можно решить многие серьезные проблемы. К ним она отнесла, в первую очередь, определение предельно допустимой нагрузки заповедника в смысле посещений, сопровождение туристов на строго обозначенных маршрутах. Для развития познавательного туризма на заповедной территории необходимо разработать целый комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, обустроить экотропы. Г-жа Кудрявцева сообщила о показательном случае вандализма на плато Маньпупунер: «Недавно один из туристов решил покорить столб выветривания с помощью альпинистского снаряжения. Такие случаи недопустимы, они наносят непоправимый вред уникальным природным объектам». И здесь, по ее мнению, заключена основная проблема: противоречие между желанием туристов увидеть тот же Маньпупунер и основной задачей заповедника – сохранить эти места в первозданном виде.

В этом году было принято решение об ограничение посещений плато, причем не только для вертолетных экскурсий, но и пеших. Оно будет действовать до строительства вертолетной площадки и обустройства туристических троп. Для иллюстрации наносимого почве ущерба довольно одного факта: при посадке винтокрылая машина уничтожает белый ягель, который очень медленно восстанавливается, вырастая всего на несколько миллиметров в год.

Поэтому основная туристическая нагрузка сейчас приходится на центральную усадьбу Печоро-Илычского заповедника – поселок Якша, где находятся не менее востребованные объекты: музей природы и первая в мире лосеферма, известная далеко за пределами Коми.

Как рассказала корреспонденту RATA-news менеджер форума Анна Старикова, в этом году на мероприятии побывали участники из десяти российских регионов, например, Уральского федерального округа, ХМАО, Архангельской, Мурманской, Краснодарской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и других. Приехали представители из Исландии, Дании, Испании, Великобритании.

«Мы пробуем разные форматы. Провели в этот раз выставку товаров и услуг для активного отдыха, а также семинар с игровыми методиками для формирования турпродуктов, круглые столы на актуальные темы, привлекли интересных спикеров», – поделилась подробностями г-жа Старикова. В следующем году темой форума станет этнодайвинг, мероприятие пройдет под слоганом «Полное погружение». И если экофорум «Ёж» в третий раз подтвердит востребованность, возможно, его сделают ежегодным.

Одна из участниц форума, генеральный директор «Центра экологических путешествий» Татьяна Калишевская поделилась своими впечатлениями о мероприятии: «Идея форума «Ёж» хорошая, но не совсем понятно, почему он назван экотуристическим. Все доклады, за исключением трех, имели отношение к активному и этнотуризму, безопасности туристов и т.д., а экологический аспект практически не затрагивался. Я бы рекомендовала «расширить» название форума, приблизить его к темам развития туротрасли в республике и природного туризма.

Мне понравилась работа организаторов, сотрудников Агентства Коми по туризму, это грамотные специалисты, они по-настоящему болеют за свой край. Они пока не могут предложить готовый турпродукт, но сотрудничают с турфирмами, видят перспективу, движутся в правильном направлении. Также отмечу качественный логотип и концепцию «Эко республики Коми», ролики, снятые про регион, продуманные планы по развитию туризма».

С журналистами из Москвы и Санкт-Петербурга, прибывшими на форум туристическим поездом «Сияние Севера» (о путешествии читайте в следующем номере RATA-news), пообщалась руководитель Агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. По ее словам, регион ежегодно посещают около 200 тыс. туристов, из них 160 тыс. прибывают по делам и только 40 тыс. – с целью туризма. Правда, статистика ведется по зарегистрированным объектам размещения, в то время как заметная часть гостей останавливается на частных квартирах, у друзей и родственников, в палаточных лагерях. «Например, Усть-Цилемский район принимает гораздо больше людей, чем вмещают две местных гостиницы. Туда приезжают со всей республики и даже из других стран, чтобы увидеть Горку – сохраненный староверами праздник, на который в старинных народных костюмах собираются все сельчане». Именно событийным туризм г-жа Рыбакова считает основной точкой притяжения туристов: в Коми много привлекательных аутентичных событий, основанных на этнических праздниках. В июне этого года в Сыктывкаре впервые прошел фестиваль «Люди Леса», посвященный традиционной культуре «лесных цивилизаций», то есть финно-угорских народов, проживающих не только в разных регионах России, но и в Финляндии, Эстонии, Венгрии, скандинавских странах.

«В программе развития туризма в республике до 2020 года заложено, что первые три года мы должны стимулировать интерес со стороны внутреннего потребления, наша основная аудитория – это местные жители. Обидно, что они уже объездили весь мир, но мало путешествуют по родной республике. Затем планируем привлечь соседние регионы, в том числе Москву и Питер – наши базовые рынки, самые объемные и платежеспособные. И только через шесть лет выходим на иностранный рынок, который требует качественного турпродукта – экотуризм, охота, рыбалка и т.д.», – расставила приоритеты Юлия Рыбакова.

Она обратила внимание, что в регионе туристов принимают всего 300 гостиниц, это около 5 тыс. мест. Практически все объекты требуют обновления. В то же время последние годы постепенно развивается сегмент размещения в квартирах и мини-отелях, появились хостелы.

В Коми работает около 60 туркомпаний, из них порядка 10 – туроператоры, большинство из них зарабатывает на выездном туризме. Поэтому агентство по туризму стимулирует, в первую очередь, тех, кто формирует местный турпродукт, предлагая активный туризм, отдых на природе, охоту и рыбалку. За два последних года на «Интурмаркете» были представлены более 20 новых маршрутов, сейчас они проходят обкатку.

 

Наталья Панферова, RATA-news