Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Сокращаем всё, что можем»

Туроператоры противостоят кризису. Большинство из них, независимо от масштабов бизнеса, уже провели комплекс антикризисных мер. «Массовики» полным ходом корректируют зимние полетные программы. О серьезных сокращениях сообщили сразу три компании – «Натали Турс», TUI Travel и Tez Tour.

В конце августа «Натали» отменила вылеты в Таиланд из Владивостока, по другим регионам прошло серьезное сокращение программ. Кроме того, туроператор договорился объединить усилия по загрузке региональных рейсов в ОАЭ с Coral Travel и «Пегасом». Общее сокращение составит 20-25%. Одновременно компания решила отказаться от акций раннего бронирования на зиму, а также от тарифов last minute и практики снижения цен на туры при приближении даты вылета. Теперь цена будет замораживаться за три недели до вылета – правило начнет действовать в Москве уже на заезды с 25 октября. Одновременно сокращается штат в региональных офисах оператора.

TUI Travel также проинформировал российский рынок о грядущем 30-процентном сокращении предложений на зимний сезон. Запланированные объемы сохранят только Египет и горнолыжные туры. Но будут сняты программы в Индию, Таиланд и ОАЭ, частичное сокращение коснется некоторых европейских направлений. Примечательно, что, по словам гендиректора компании Питера Лонга, планы на летний период будут также строиться исходя из фактического спроса зимой.

На самые крутые меры пошел Tez Tour: к концу октября зимние программы оператора будут урезаны вдвое по всем направлениям. Как сказал гендиректор DSBW Tours Карен Гончаров, позиция одного из крупнейших операторов по-своему символична: «Компания, которая отправляет ежегодно более 2 млн. туристов, может служить маркером всего рынка. Проводя такое сокращение, они фактически дали понять, что будет происходить с нами в ближайшие два-три года, ведь так или иначе мы все сидим в одной лодке». По его словам, многие компании сейчас проводят антикризисные меры, и хотя каждый понимает оптимизацию по-своему, в принципе все, работающие с чартерными программами или регулярными, делают одно и то же: сокращают наиболее затратные и рискованные статьи.

 

Оксана Люлинцева, генеральный директор «Данко»: «Мы уже уменьшили свои блоки по Италии, Франции. То, что осталось, – в основном, мягкие блоки или места по туроператорским тарифам. Одновременно договариваемся с партнерами по Италии о дальнейшей оптимизации полетных программ в ноябре-декабре. Мы также провели некоторое кадровое сокращение, в частности, не продлили контракты с теми, кого взяли на летний период, пересмотрели загрузку каждого сотрудника компании, а также с 3 до 2 человек сократили штат региональных офисов. Все эти меры мы начали еще в августе, понимая их необходимость. Главное, что сейчас нужно, – не расслабляться, в том числе руководству компании, внимательно отслеживать ситуацию на рынке».

 

Алексей Лебедь, директор по международному туризму компании «Де Визу»: «Наши программы базируются на регулярных рейсах, и мы сейчас думаем не о сокращении объемов, а о переговорах с авиакомпаниями, чтобы изменить условия контрактов. Традиционно вся ответственность при перевозке падала на оператора, теперь же у нас есть все основания требовать от перевозчиков более гуманных условий. Потому что после банкротств нескольких крупных турфирм на авиарынке обострилась конкуренция за добросовестных операторов. Для снижения финансовых рисков многие турфирмы сокращают объемы, а мы добиваемся более выгодных условий работы. В частности, пытаемся донести до наших партнеров, например, «Аэрофлота», что нельзя пускать в открытую продажу билеты по ценам ниже тех тарифов, по которым они продали места нам, операторам.

Важным пунктом антикризисной программы мы считаем возможность страхования каждого договора о реализации турпродукта. Это обезопасит туристов и к тому же выведет в легальное поле многие турагентства, ведь страховая компания не будет заключать договоры с непонятными серыми фирмами. Сейчас ведем переговоры с несколькими крупными страховыми компаниями о создании механизма расширенного страхования каждого туриста, в том числе от банкротства туроператора. Мы разработали также «Дорожную карту» – это наши рекомендации малому и среднему турбизнесу по поведению в нынешних сложных экономических условиях. Например, «Де Визу» с 15 октября 2014 года ограничивает максимальную комиссию для агентств 10 процентами. При этом мы продолжаем и даже увеличиваем ежемесячные отчисления в собственный резервный фонд, который размещен в высоколиквидных и высокодоходных инструментах Сбербанка России».

 

Игорь Древин, генеральный директор «Карлсон Туризм»: «Свой бизнес мы корректируем и диверсифицируем постоянно. Но конкретно сейчас нам менять или сокращать нечего, потому что у нас нет чартерных программ, мы работаем, в основном, с индивидуальными туристами. В этом году падение практически по всем направлениям. Единственная страна, показавшая рост, вопреки нашим ожиданиям и логике, – США. Огромный спрос на «Диснейленд». Визы выдаются отлично, быстро, авиабилеты доступны. Соответственно, сейчас заняты усилением этого направления, недавно провели новые переговоры с представителями «Диснейленда». Думаем также о раннем бронировании летнего сезона по Греции – начнем эту акцию раньше обычного, уже через месяц».

 

Дмитрий Шевченко, генеральный директор ICS: «Все компании со штатом более 100 человек сокращают сейчас рискованные, прежде всего дальнемагистральные направления, а также персонал и рекламные расходы. Мы, например, программы по дальним направлениям уменьшили на 40%. А персонал – на 30%, хотя речь идет не столько об увольнении, сколько о принципиальном пересмотре штатного расписания. Но при этом менять что-то в своей агентской политике мы пока не готовы, потому что агентствам и так будет трудно, ведь средний чек тура наверняка снизится. Оптимизировать бизнес необходимо, потому что на него сейчас действуют сразу несколько отрицательных факторов: падение покупательной способности населения, сокращение выезда в Европу, потенциальное введение биометрии для оформления виз в страны шенгена, политическая и экономическая неопределенность. Мы оцениваем степень риска каждого направления. Однако, например, Египет почти невозможно просчитать. Ни у кого, по-моему, не получается. Его, похоже, кризис вообще не коснулся. Так что он пока в стороне от всех сокращений».

 

Александр Трофимов, управляющий директор компании «ВодоходЪ»: «Мы не планируем снижать объемы или сокращать штат, но собираемся переориентировать три своих теплохода с иностранных туристов на российских – в связи с серьезным падением въездного турпотока. На внутреннем рынке, напротив, мы ожидаем роста: во-первых, потому что сокращается число выезжающих за рубеж, во-вторых, растет интерес к поездкам внутри страны. Да, наш продукт заметно дороже выездного, но он сейчас активно поддерживается рекламой, общей атмосферой в стране. Мы чувствуем, что он будет востребован. Тем более что на российском круизном рынке в пик сезона всегда ощущается дефицит судов. Думаю, что компании, которые работают на смешанном круизном рынке, совмещая внутренний и въездной туризм, пойдут по этому же пути. Те же операторы, которые специализируются на выезде, столкнутся с нехваткой спроса, отсутствием каналов сбыта. Мы, например, до 70% туров реализуем сами».

 

Артур Мурадян, генеральный директор «Спейс Тревел»: «Сложная ситуация на рынке возникла не вдруг. Мы уже в мае сократили часть персонала, который держали, что называется, на перспективу, а с ней сейчас сложно. Одновременно сократили площади в Москве, правда, при этом открыли новый офис в Краснодаре. Планируем также сокращать полетные программы, потому что авиакомпании – и Emirates, и AirArabia, и FlyDubai – занимают по отношению к операторам нелояльную позицию. Мы сидим на жестких блоках, выплачиваем штрафы в случае невыполнения обязательств, а перевозчики выбрасывают на рынок билеты по низким ценам!

Учитывая напряженность на рынке, мы планируем также предложить агентствам и туристам услугу добровольного банковского страхования от несостоятельности оператора. Под наш депозит в «Росевробанке», входящем в топ-50, можно будет застраховать всю стоимость путевки или ее часть.

Никаких изменений в агентской политике пока не планируем, максимальной комиссией оставляем 13% в зависимости от объемов. Однако мы в принципе за фиксированную комиссию, так что, возможно, после Нового года пересмотрим эти условия. Вообще на рынке сейчас немало интересных начинаний, совместных проектов. Нам, например, один из ведущих операторов предложил совместно эксплуатировать региональные офисы. То есть сотрудники его офисов будут работать не на одну, а на обе наши компании. Я мечтал о времени, когда мы будем не делить туристов или отнимать их друг у друга, а реально сотрудничать. И вот оно наступило. В кризис».

 

Светлана Ставцева, RATA-news