Travelport с 25 октября

Краснодарскому краю овербукинг не грозит

Туроператоры по внутреннему туризму не напрасно опасались, что после чрезвычайно успешного летнего сезона 2014 отели ряда курортов Краснодарского края поднимут цены на лето-2015. Подняли – и прогадали.

Для Краснодарского края летний сезон в прошлом году прошел весьма успешно. Помогли Олимпиада, интерес к «новому» Сочи, ограничения на выезд за рубеж. Считается, что еще не менее 20% прироста курорты края получили за счет проблем на Керченской переправе. Из-за заторов туристы меняли свое решение об отдыхе в Крыму и оставались «на этом берегу». Граничащий с Крымом Темрюкский район практически догнал Туапсинский, который расположен рядом с Сочи и традиционно входит в число лидеров по приему. Оба по итогам восьми месяцев прошлого года приняли практически одинаковый объем туристов – по 1 млн. Анапа также столкнулась с небывалым наплывом отдыхающих, временами там даже наблюдался овербукинг. Вместе с Геленджиком они приняли соответственно по 4,4 и 3,5 млн. человек.

Туроператоры опасались, что на волне такого успеха отельеры летом-2015 поднимут цены. Что и произошло. «Эта вечная история повторяется на многих направлениях. Как мы ни убеждали отели, что новый сезон не будет точным повторением предыдущего, что в силу вступают новые факторы, они все равно задирают цены», – пояснила коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах.

Анапские отели этим летом подорожали на 10-20%. Цены выросли и в целом по Краснодарскому краю, но не так заметно. «Очевидно, что 2 тыс. рублей за размещение в Анапе без питания туристов привлечь никак не могут. Курорт продается плохо. В середине лета даже в топовые отели можно найти места. Сейчас гостиницы начали давать скидки, но сезон уже потерян», – добавила гендиректор «Роза ветров» Ирина Глазкова.

К тому же, как заметил гендиректор компании «Мультитур» Алексей Высоканов, крымский турист, на которого делался расчет, в этом году переправляется через Керченский пролив без всяких проблем, а в Анапе активно продолжается строительство новых средств размещения. У разных операторов продажи этого курорта упали на 30-50%. Оксана Булах предположила, что дело не только в переправе, но еще и в экономической ситуации в стране: «У Анапы всегда был свой клиент. Независимо от ситуации на других направлениях, она постоянно росла. И впервые мы сталкиваемся с тем, что спрос на этот курорт не остался даже на прошлогоднем уровне, а сильно упал. Судя по всему, многие просто отказались от поездок на отдых». О том, что Анапа потеряла именно бюджетных туристов, которые добирались до курорта на своем транспорте, говорит и статистика местного аэропорта: за июнь-июль 2015 года он принял на 15% больше пассажиров.

Аэропорт Геленджика принял в июне на 20% больше пассажиров. Однако показатели по приему в городе-курорте скромнее: 500 тыс. туристов, на 5% больше, чем год назад. Отели, согласно, официальной статистике, загружены на 80%. Однако туроператоры говорят не о росте спроса, а его стагнации. Причина та же – цены. Как подтверждение этому, некоторые отели Геленджика в последние дни выставили спецпредложения.

Сочи, по оценкам операторов, вырос в этом году на 15-20%. Традиционно более дорогой курорт оказался гораздо демократичнее своих соседей: огромный выбор размещения, адекватные цены. В районе Сочи они почти не увеличились: все-таки 15 тыс. номеров новых отелей Имеретинской долины надо как-то заполнять. Это подтверждают и свежие данные портала Oktogo.ru: в Сочи за проживание с детьми в гостинице в высокий сезон туристы платят в среднем 2,7 тыс. рулей в сутки, в Геленджике – 3,3 тыс. рублей, в Анапе – 3,7 тыс.

К тому же на Сочи большой выбор перевозки. По словам гендиректора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, только из Москвы предлагается более 60 рейсов по вполне доступным ценам. По статистике, сочинский аэропорт в июне принял на 64% больше пассажиров, чем в том же месяце прошлого года. Однако Алексей Высоканов полагает, что и Сочи в этом году недосчитался туристов: «Многие отели недозагружены. Люди явно стали экономить. Мы впервые в этом году увидели на черноморском побережье отдыхающих, которые ночуют в своих автомобилях. Кроме того, ощутимую часть потока перетянул на себя Крым».

Еще одним отличием от сезона-2014 стала динамика продаж. В прошлом году спрос на Краснодарский край активизировался только в мае, заставив туроператоров всерьез понервничать. А в нынешнем уже в марте шли отличные продажи, некоторые компании даже оценили их как ажиотажные. Значительная часть туров – с хорошей глубиной – была продана именно весной, заметила г-жа Булах, летом объемы поддерживались в основном за счет коротких, last minute, продаж. Алексей Высоканов согласен с коллегой: весна «съела» подавляющую часть летних объемов.

Сезон-2015, безусловно, не из простых. С одной стороны, ограничения на выезд для отдельных категорий россиян, переориентация на российские курорты подтолкнули спрос и дали «старым» операторам по внутреннему туризму козыри в руки. Однако на направление вышли сразу несколько новых игроков с массовых зарубежных направлений – и игра приобрела другой характер.

Но для туристов этот сезон, скорее всего, один из самых удачных. Никогда еще у них не было такого выбора авиаперевозки и турпакетов на российские курорты. «Мы давно поняли необходимость турпакетов, но условий для их формирования в стране не было, цены каждый раз оказывались неадекватными. В этом году все удалось, и это – большой прорыв, – говорит Оксана Булах. – Теперь важно, какое впечатление оставят о себе российские курорты у туристов, которые поехали туда отдыхать впервые. Не хотелось бы, чтобы это была любовь только по принуждению».

 

Светлана Ставцева, RATA-news