Travelport с 25 октября

Первый конгресс турагентств России прошел на курорте «Роза Хутор»

В сочинской Красной Поляне 10-13 апреля прошел Первый всероссийский конгресс туристических агентств. Событие историческое, поскольку прежде турагентов собирали только туроператоры и только в своих целях. Нынешнюю встречу организовали Федеральное агентство по туризму, Российский союз туриндустрии, ассоциация «Турпомощь», курорт «Роза Хутор» и компания «Роза ветров». Поддержку оказали турагентские сети – «Магазин горящих путевок», «Горячие туры», «ТБГ», TBS, «Спутник».

У агентств впервые появилась возможность собраться на нейтральной площадке – обсудить свои проблемы, встретиться с руководством отрасли. Фактически они впервые смогли почувствовать себя полноправными и ответственными участниками единого технологического процесса по формированию и реализации турпродукта.

В «Розу Хутор» приехало более 300 представителей агентств из 30 городов России, а также Донбасса и Беларуси. Желающих было еще больше: по словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, в оргкомитет поступило не менее 500 заявок.

Поблагодарим за отличную организацию форума туроператора «Роза ветров». Тем более что именно по инициативе генерального директора компании Сергея Зенкина традиционный промо-тур для агентств перерос в «целый» конгресс. У агентов была возможность не только обсудить дела и проблемы, но и ознакомиться с курортом Красная Поляна, оценить его рекреационные возможности. Гости осмотрели высокогорный карнавал Boogel Woogel, отели в Роза Долине и на Роза Плато. И поучаствовали в горнолыжных соревнованиях «Кубок Роз». Понятно, что прокат инвентаря для участников соревнований был бесплатным.

Место проведения конгресса тоже выбрано удачно. «Роза Хутор» – динамично развивающийся курорт. Как рассказала на форуме директор по продажам и маркетингу Ольга Филипенкова, с января по 1 апреля нынешнего года он принял 745 тыс. туристов; в прошлом году за аналогичный период набралось лишь 600 тыс. Сейчас, в апреле, здесь отдыхает 4 тысячи человек – в четыре раз больше, чем год назад. Но курорт сумел продвинуть себя не только как горнолыжный, но и как перспективный вариант летнего отдыха. Прошлым летом здесь отдохнуло 750 тыс. человек, а средняя загрузка отелей составила 53%, в этом году ожидают роста до 5%. Компания «Роза Хутор» в новом сезоне формирует собственные турпакеты с перелетом из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары и Нижнего Новгорода.

Как рассказала RATA-news исполнительный директор компании «Роза ветров» Ирина Глазкова, на нынешнее лето, как и год назад, очень востребованным оказался пакет «Горы развлечений». Он включает проживание в любом отеле «Розы Хутор», бесплатный шатл на собственный пляж курорта в Сочи, прогулочные билеты на канатные дороги, конные экскурсии в горы, посещение «ПандаПарка», прокат велосипедов. Учитывая перегруженность Сочи в высокий сезон и тишину-спокойствие в Красной Поляне плюс соответствующие для низкого сезона цены, агентства готовы работать с таким продуктом.

Руководители многих агентств пересмотрели свое отношение к Красной Поляне как дорогому горнолыжному центру, когда увидели различные варианты размещения вплоть до весьма бюджетного в Роза Долине и на Роза Плато, буквально в двух шагах от подъемника.

Но вернемся к конгрессу. Вопросов, в том числе касающихся регулирования бизнеса, накопилось множество, их и предстояло обозначить и конкретизировать. Но для начала – хотя бы просто оценить масштабы рынка. Как сказал глава Ростуризма Олег Сафонов, точное количество турагентств никому не известно. В отраслевом ведомстве говорят о 15-30 тыс. компаний. По словам г-на Сафонова, большое число игроков стимулирует конкуренцию и, как следствие, повышает качество услуг. С другой стороны, из-за многочисленности компаний рынок очень непрозрачен.

У генерального директора «Сети магазинов горящих путевок» Сергея Агафонова – другие цифры. По его экспертной оценке, в последние год-два работало порядка 20 тыс. турагентств. В результате кризиса не менее 40% разорились, в итоге сегодня можно говорить о примерно 12 тыс. компаний. Из них более 3 тыс. – участники туроператорских сетей, еще примерно столько же входят в агентские сети и более 5 тыс. – независимые агентства. Турагентский рынок за последние десять лет как минимум дважды серьезно трансформировался, сейчас идет новая волна структуризации розницы. Один из показателей укрупнения рынка, по мнению г-на Агафонова, – создание в 2013 году АТА, а в 2015 – СТА.

Главным достижением обоих турагентских объединений Сергей Агафонов называет инициативу создания реестра турагентств. Правда, по его словам, создание перечня полностью не избавит рынок от недобросовестных игроков, но это – первый шаг на пути к цивилизованному агентскому рынка. Как сообщил на конгрессе Олег Сафонов, в реестр турагентств, который с 16 марта 2016 года создается на базе объединения «Турпомощь», уже вошли около 1,5 тыс. компаний.

Идея «пересчитать» игроков имеет среди агентов и своих приверженцев, и серьезных критиков. Подробнее об этом, а также о резолюции участников конгресса по самым актуальным отраслевым проблемам читайте в следующем номере RATA-news.

 

Светлана Ставцева, RATA-news