Пегас с 18 октября

Федеральная пассажирская компания не дает туроператорам вагоны, принуждая работать через «РЖД Тур»

Несколько петербургских туроператоров обратились к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и генеральному директору Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петру Иванову по поводу новогоднего чартерного поезда из Санкт-Петербурга в Великий Устюг. В письме говорится, что ФПК отказывается предоставить им железнодорожный состав напрямую, вынуждая бронировать его через компанию «РЖД Тур», которая откровенно завышает стоимость аренды всех типов вагонов.

Спрос на поездки в Великий Устюг есть, хотя, из-за тех же железнодорожных тарифов, они изначально не дешевые. А посредничество «РЖД Тур», увеличивает стоимость, по различным оценкам операторов, еще на 30-40%. Более того, даже за аренду технических вагонов посредник требует столько же, сколько за пассажирские. Например, стоимость вагона-ресторана приравнена к «жилому» вагону, хотя это техническое помещение для обеспечения питания, и тарифы на его аренду значительно ниже. Аренда штабного вагона предлагается также по полной стоимости обычного купейного, хотя там будет всего 12 пассажирских мест, а оставшиеся 12 операторы будут вынуждены отдать членам экипажа и сотрудникам вагона-ресторана.

В итоге новогодний тур с проездом в купе семьи из двух взрослых и двоих детей до 5 лет вырастает до 71 тыс. рублей. Путешествие одного взрослого и ребенка 10-17 лет обойдется в 40 тыс. рублей. И это за программу на три дня, из которых люди двое суток проводят в пути и один день в Великом Устюге. Добавьте питание в поезде, которое оплачивается отдельно – 850 рублей в день на человека. При таких ценах туристам выгоднее купить тур за рубеж, соотношение цены и длительности отдыха получается сильно лучше. А это как-то не вяжется с принятым в стране курсом на развитие внутреннего туризма и заверениями самой «РЖД Тур» об усилиях на этом поприще.

В новогодние каникулы из Санкт-Петербурга всегда отправлялось несколько чартерных поездов в Великий Устюг. Однако на 2017 год «РЖД Тур» при содействии ФПК предложила такую стоимость аренды, что туроператорам хорошо если удастся набрать туристов хотя бы на один поезд.

По нашим данным, аналогичная ситуация с поездами и в других городах страны – Казани, Ижевске, Екатеринбурге, Самаре и других городах. Туроператоры, которые по десять лет продают различные железнодорожные туры собственного производства, обращаются за вагонами в ФПК, но ответ получают из «РЖД Тур». А навязанные услуги этой компании приводят к такому подорожанию продукта, что региональный турбизнес либо вынужден работать себе в убыток, либо вообще уходит с направления. Сама же «РЖД Тур», хоть и считает себя туроператором, фактически таковым не является. Достаточно зайти на сайт компании, чтобы понять, что ни одна турфирма не выживет с таким ассортиментом и частотностью туров, большинство которых, к тому же, предлагаются «по запросу для организованных групп», если ее лишить возможности торговать вагонами.

Выставляемые «РЖД Тур» тарифы на аренду вагонов ежегодно растут минимум на 15%. За последние три года услуги посредника, как утверждают в региональных компаниях, подорожали на 50%. Более того, к арендованному туроператором составу, включая вагон-ресторан и штабной вагон, «РЖД Тур» вполне может дополнительно присоединить парочку «своих» вагонов. То есть за поезд платит и полностью отвечает туроператор, а дополнительный доход получает посредник.

И таким образом «РЖД Тур» безнаказанно посредничает более 10 лет. Летом 2013 года мы уже рассказывали о бурной деятельности «туроператора» в материале «Как «РЖД Тур» проваливает развитие железнодорожного туризма». Компания на нас крепко обиделась и прислала опровержение, которое мы опубликовали даже с удовольствием – потому что, придравшись к отдельным словам, руководство не смогло опровергнуть ни одного приведенного нами факта. Тем более что мы тогда сыграли в «тайного гостя» и попытались купить в «РЖД Тур» предложенное на сайте путешествие, которое не состоялось, потому что, как и предполагалось, оказалось полным пшиком.

Прошло три с половиной года – ничего не изменилось. Заявки от туроператоров ФПК по-прежнему перенаправляет в «РЖД Тур». Повторим фразу, написанную в июне 2013 года: «На самом деле в 2005 году силами «РЖД» создали нечто вроде паразита, который, радостно потирая руки, стал загонять туроператоров в железные рамки «взаимовыгодного» сотрудничества».

Юристы указывают, что такие действия монополиста абсолютно неправомерны. Железнодорожные перевозки регламентируются, в том числе, положениями закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях». Деятельность ФПК, входящей в группу компаний «РЖД», также подпадает под его действие. Одно из основных условий деятельности естественной монополии – обеспечение общего, недискриминационного доступа к своим товарам и услугам. Оно закреплено в пункте 3 статьи 8 закона.

Как говорится в письме руководству ОАО «РЖД» и ФПК, согласно пункту 1 этой же статьи естественная монополия не вправе отказываться от заключения договора с отдельными лицами на предоставление своих услуг, кроме случаев технологической невозможности их предоставления (отсутствие свободных составов, превышение предельной загрузки железнодорожной инфраструктуры и т.п.). Петербургские туроператоры же, обратившись за вагонами для чартерной перевозки, получили такой ответ: «В связи с отсутствием у «ФПК» технологической возможности удовлетворить единичные запросы на организацию чартерных поездов в последние годы сложилась практика, когда консолидатором таких перевозок выступало ООО «РЖД Тур», направляющее перевозчику обобщенную заявку на организацию чартерных перевозок».

По мнению юристов, аргумент «сложившаяся практика» никак не может служить основанием для отказа в предоставлении возможности по организации чартерных поездов. Ведь это, по сути, лишь нежелание должностных лиц допускать к перевозке независимые коммерческие структуры, лишая аффилированные с ФПК компании возможной прибыли. Для пояснения: ФПК владеет контрольной долей стоимостью 5001 рублей в компании «Трэвел-Тур», которому, в свою очередь, принадлежит 100% уставного капитала «РЖД Тур. Одновременно такой подход позволяет ФПК обойти ограничения по величине тарифов на железнодорожную перевозку, установленных приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 29 апреля 2015 г. № 128-т/2.

Другими словами, в действиях ФПК есть все признаки злоупотребления своим доминирующим положением на рынке пассажирских перевозок. И направлены они на необоснованное получение прибыли через использование зависимых от него коммерческих структур. А это, согласно части 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, недопустимо и наказуемо.

Самое удивительное, что ФПК почему-то не ставит на новогодние программы в Великий Устюг, которые популярны уже 10 лет, регулярные поезда в график. Не потому ли, что тогда действовали бы все официальные тарифы на детскую перевозку со скидкой до 60% на билет, и вагоны-рестораны шли как технические помещения?

Петербургские туроператоры рассчитывают, что руководство ОАО «РЖД» поможет разобраться в этом хитросплетении интересов и поезд в Великий Устюг будет предоставлен по приемлемым ценам.

 

Светлана Ставцева, RATA-news