Тревелпорт

С 1 июля автобусные перевозки детских групп остановятся по всей России

Со вчерашнего дня ГИБДД не принимает от транспортных компаний и туроператоров уведомления о перевозке детских групп автобусами, выпущенными более 10 лет назад. 1 июля истекает срок действия постановления правительства РФ, откладывающего вступление в силу «возрастного ценза» – запрета на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет, а уведомление подается за двое суток до даты выезда. С учетом того, что 80-90% автобусов в стране старше 10 лет, с субботы перевозить детей будет практически не на чем. Об этом заявила член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ и эксперт комитета по социальной политике Совета Федерации, руководитель Совета регионов РСТ Ольга Санаева на пресс-конференции, прошедшей вчера в «Интерфаксе».

Запрет был введен постановлением № 1177 от 17 декабря 2013 года «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» и с тех пор усилиями Российского союза туриндустрии четыре раза откладывался. Последний раз – на полгода, соответствующее постановление Дмитрий Медведев подписал 31 января 2016 года.

«С самого начала мы доказывали, что главное в безопасности туристов – техническое состояние автобуса, а не его возраст. Таких требований, как в этом постановлении, нет ни в авиации, ни на железной дороге, ни для круизных судов. В мировой практике такого тоже нет. В ближайшие выходные дни 1-2 июля по стране пройдет очередной выезд-заезд смен в детских лагерях отдыха – везти детей будет не на чем», – сказал г-жа Санаева.

 

Mercedes (22 года)

Mercedes (22 года)

Она отметила, что в новом варианте постановления, которое готовилось к подписанию, предполагалось отменить требование о 10 годах и ввести другие, действительно способствующие безопасности перевозок. Например, об установке проблесковых маячков на крышах автобусов, которые везут детей. «Мы внесли более десятка предложений. Минтранс, ГИБДД, Минкульт – все участвовали в подготовке. Порядка 70% наших предложений были учтены. Подписание документа ожидалось на прошлой неделе, но до сих пор этого не произошло. И мы поставлены в условия, что с 1 июля перевозить детей будет не на чем. Вот мне сегодня написали из Самары: "Что же нам делать, 450 детей нужно перевезти 1 июля. Родители заплатили, дети подготовились, а ГИБДД уже не принимает уведомление, и цены на автобусы подскочили на 30%"», – рассказала Ольга Санаева.

Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина привела несколько примеров о ситуации в регионах.

Барнаул (население почти 700 тыс.) – не более 6 автобусов «нужного» возраста.

Владимирская область: для перевозки детей используется около 160 автобусов туристического типа. Из них более 120, то есть 75%, старше 10 лет. И это Золотое кольцо России.

Волгоградская область – не более 10 автобусов до 10 лет.

Камчатка – 4 автобуса моложе 10 лет на весь край.

Псковская область – 6 автобусов моложе 10 лет.

Тверская область – 5 автобусов моложе 10 лет.

Ярославская область – 10-11 автобусов моложе 10 лет.

«Причем эти же автобусы нужны не только для экскурсий, но и для выездов детских творческих коллективов, спортивных команд и т.д.», – отметила г-жа Тюрина.

Глава комиссии РСТ по автобусному туризму и коммерческий директор компании «Евробус» Владимир Рабинков рассказал, что никакой зависимости между безопасностью и возрастом автобусов нет. Нет объективных данных о том, что после какого-то определенного периода эксплуатация автобуса становится опасной, если машина нормально обслуживалась. Более того, специфика парка в России такова, что автобусы старшего возраста в среднем лучше, чем те, которым сейчас менее 10 лет. Более старые – это машины лучших европейских марок: Mercedes, MAN, Neoplan, Setra, Scania. При должном техническом обслуживании их ресурс значительно превосходит 20 лет. В Германии 50% двадцатилетних автобусов проходят техосмотр с первого предъявления и без каких-либо замечаний, а еще по 20% – лишь с мелкими замечаниями.

Neoplan (14 лет)

«Оснований для запрета нет никаких, это промышленное лобби в чистом виде, – отметил г-н Рабинков. – А перспектива изъятия из перевозки детей автобусов старше 10 лет привела к тому, что их владельцы перестали вкладываться в капитальный ремонт этих машин. Таким образом, постановление № 1177 нанесло вред автобусному парку и никак не повысило безопасность перевозок».

Интересно, что автобусов «ЛИАЗ», ради которых, по словам Владимира Рабинкова, вводился «возрастной ценз», в год выпускается всего 45. При этом частные компании не покупают такие машины из-за высокой стоимости в 15 млн рублей и ненадежности – по словам экспертов, они хуже китайских.

«Китайских автобусов к нам ввозится 100-150 в год. Всего, вместе с европейскими, в России в год появляется максимум 200 «молодых» автобусов. А заменить потребуется более 10 тыс. автобусов, на что при нынешних темпах обновления парка уйдет 50 лет», – сказал председатель подкомитета по туристско-экскурсионным перевозкам Московской торгово-промышленной палаты Михаил Болигузов.

Увеличить этот темп невозможно по экономическим причинам. Китайский автобус стоит порядка 9 млн. рублей. По расчетам специалистов, чтобы только окупить, его надо использовать практически каждый день минимум 8 лет! Выходные, профилактические дни и поломки исключаются. А чтобы хоть что-то зарабатывать, тарифы на услуги необходимо увеличить в три-пять раз. Европейские автобусы вообще непонятно, как покупать и окупать: самый дешевый Mercedes – 16 млн рублей, и это суперцена; Setra стоит под 40 млн рублей.

Setra (более 10 лет)

Михаил Болигузов подчеркнул, что вступление в силу запрета ставит под вопрос выживание транспортных компаний: автобусы, которые зимой не будут работать с детьми, перестанут себя окупать. «До сих пор в мае-сентябре мы возили взрослых туристов – россиян и иностранцев. А в сентябре-апреле выполнялись, в основном, детские туристско-экскурсионные перевозки. Если у компании три автобуса старше 10 лет и два моложе, она будет вынуждена «старые» продать, так как они не будут окупаться. А с двумя автобусами – это не бизнес», – рассказал он.

По словам г-на Болигузова, массовый уход с рынка туристско-экскурсионных перевозчиков уже произошел, как и увеличение цен на услуги: «Мы сейчас возим за 1,5 тыс. рублей в час. А в интернете уже вовсю идет реклама перевозки на выпускной бал за 5 тыс. рублей в час».

Ольга Санаева заметила, что одним из решений проблемы могло бы стать законодательное разделение туристско-экскурсионных и всех других видов перевозок.

Ирина Тюрина добавила, что РСТ предлагает отменить запрет на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет как необоснованный, а также обнулить ввозные таможенные пошлины (18%) на туристические автобусы с двигателями класса Евро 5 и Евро 6. Как вариант – централизованная закупка автобусов к Чемпионату мира по футболу 2018 с последующей реализацией и предоставлением в лизинг предприятиям туриндустрии на льготных условиях.

 

Школьный автобус 2008 года выпуска, под запрет не попадает

Школьный автобус 2008 года выпуска, под запрет не попадает

РСТ направил письма с просьбой о содействии в решении проблемы заместителям председателя правительства Ольге Голодец и Виталию Мутко, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, министру транспорта Максиму Соколову, министру культуры Владимиру Мединскому.

 

Ирина Сафонова, специально для RATA-news