Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Президент РСТ рассказал, когда снизятся цены на туры по России после отмены НДС для туроператоров
Интервью

Президент РСТ рассказал, когда снизятся цены на туры по России после отмены НДС для туроператоров

09:02, 15 февраля 2023

О том, как удалось убедить власти отменить НДС для туроператоров, насколько в результате упадут цены на пакетные туры и почему это приведет к росту числа желающих вступить в Российский союз туриндустрии, в интервью RTN рассказал президент РСТ Илья Уманский.

- Объясните, почему НДС так сильно мешал туроператорам по внутреннему туризму?

- Как правило, тот продукт, который туроператор формирует, состоит из услуг, на которые он получает дисконт от поставщиков: например, 15% от гостиницы, 2% от авиакомпании, 10% от музея. Собрав эти услуги в единое целое, в турпакет, он должен заплатить с них 20% только НДС. Хотя у него весь доход от этих компонентов, как правило, меньше 20%. И он несет издержки в связи с рисками загрузки, зарплатой технологиями, рекламой и т.п. Когда у тебя весь доход меньше 20%, а ты должен заплатить с этой стоимости 20% только НДС, необходима наценка.

В результате компании, работающие на внутреннем рынке, находятся в неконкурентном состоянии по отношению и к туроператорам по выезду, и даже к прямому бронированию отелей. Избыточная фискальная нагрузка приводит к тому, что большинство игроков – это микро- и малый бизнес, работающий исключительно на УСН. Потому что как только эти маленькие компании начинают подрастать, переходя на общий режим бухучета, они упираются в потолок в виде избыточной фискальной нагрузки, и экономического смысла быть крупным туроператором по внутреннему туризму нет. Кто-то применяет схемы дробления, кто-то сворачивает эту деятельность. В итоге крупных туроператоров по внутреннему туризму на общем режиме налогообложения у нас можно по пальцам одной руки пересчитать.

- Тема отмены НДС для туроператоров обсуждалась много лет, почему этого решения удалось добиться именно сейчас?

- РСТ поднимал эту тему на протяжении многих лет, но особенно остро она встала и появилась дополнительная аргументация в тот момент, когда льготу по НДС в прошлом году получили гостиницы. В чем, кстати, РСТ также принимал активное участие. Мы посчитали, что это шанс, которым стоит воспользоваться. В течение года по инициативе союза этот вопрос поднимался на всех уровнях как ключевая проблема туроператоров по внутреннему туризму: прорабатывался в Ростуризме, озвучивался на всех совещаниях, на президиуме Госсовета, в присутствии премьер-министра, на уровне правительства.

Можно сказать, что здесь в одной точке сошлись интересы и сформировалось понимание. Если какую-то задачу для отрасли необходимо решить, но по ней получаешь отказ, то надо этот вопрос продолжать поднимать, прорабатывать, искать новую аргументацию. Потому что в какой-то момент задача неожиданно может найти решение. Как и произошло в данном случае, когда сменился регулятор, и на встрече с министром экономического развития Максимом Решетниковым мы среди других вопросов подняли и этот, дали аргументацию, и он поверил, что задача достойна того, чтобы ее решить и помочь отрасли.



- Что изменится на рынке после отмены НДС для туроператоров? Ведь получается, что это касается только самых крупных компаний.

- Это системная мера, которая позволит туроператорскому рынку развиваться. Операторы по внутреннему туризму не видели никакой возможности развивать бизнес, они все находились в состоянии, когда кислород перекрыт. И на рынке внутреннего туризма, если брать дистрибуцию, ключевыми игроками становились OTA – сервисы по бронированию, а также маленький региональный бизнес. Крупным туроператорам просто не было места в виду избыточной фискальной нагрузки. Мы столкнулись с ситуацией, когда у нас необходимая для бизнеса функция развития турпродукта не работала.

Если турист соберется на Алтай или Камчатку, купит на сайте «Аэрофлота» билет и забронирует гостиницу у агрегатора, вряд ли такая поездка может дать полное представление об этом регионе. Хотя это работает для Сочи, куда едут ради моря и отдыха в одном отеле. Для развития туризма в непляжных регионах необходимы турпродукты – много, разнообразных и качественных. И я не говорю, что это не способны делать маленькие компании, они должны быть на рынке. Но для развития массового туризма стране нужные крупные эффективные туроператоры, которые обеспечили бы россиянам открытие страны и ее многообразия. Поэтому отмена НДС приведет не столько к появлению новых туроператоров, сколько к укрупнению старых, их развитию. От этого выиграет и потребитель, потому что туроператоры будут развиваться, будет усиливаться конкуренция, появятся новые продукты.

- Когда потребители могут почувствовать снижение цен на продукт туроператоров в связи с отменой НДС?

- Пока решение не принято, президент только устно согласился. Сначала должно выйти его поручение, на основании которого будут подготовлены изменения в Налоговый кодекс. Потом три чтения в Госдуме, одобрение Совфеда, подписание президентом. Надеюсь, эта процедура будет проведена быстро. Рассчитываем, что к концу марта все будет утверждено и согласовано.

Когда льгота заработает, она, безусловно, отразится на ценах. Но нельзя говорить, что цена упадет на 20%. Туроператоры не всегда могли себе позволить завышение цены. Как правило, она была либо меньше, либо соответствовала совокупной стоимости входящих в пакет услуг, причем делалось это за счет внутренних резервов или собственной прибыли. Но любая экономия позволяет снижать издержки и финальную стоимость продукта. Могу предположить, что при прочих равных можно будет рассчитывать в годовом диапазоне на снижение цен в пределах до 10%. Возможно, эта экономия отразится на агентском вознаграждении, на дополнительных услугах, включенных в стоимость. Но самое главное, что на дистанции четырех лет до 2027 года, когда это решение будет работать, оно должно простимулировать туроператоров к активному развитию, увеличении доли турпродукта в составе реализуемых услуг.

- Как идут бронирования на лето 2023 года на внутреннем рынке? Влияет ли на них отмена программы кэшбэка?

- Бронирования идут неплохо – мы наблюдаем подъем, но он не равномерный. У нас есть Сочи, где сохранилась перевозка в полном объеме, и есть другие южные курорты, которые испытывают транспортные сложности. Многие туристы, попробовав в прошлом году перемещаться альтернативными видами транспорта, получили негативные впечатления. И в этом году предпочтут либо не поехать, либо отправятся в другом направлении. Много разнонаправленных трендов здесь.

За динамику продаж на летний сезон у нас беспокойства нет. Но проблема кэшбэка – это не про лето, это про поездки в межсезонье. Эта программа влияла на экономические показатели инвестиционных проектов, поскольку обеспечивала загрузку в межсезонье. Экономика предприятий, готовых принимать туристов в низкий сезон, заметно поправлялась.

Сейчас по межсезонью где-то все неплохо, а где-то мы видим, что недобираем. Поэтому, как и в случае с НДС, необходимо держать эту проблему на поверхности, искать аргументы, демонстрировать отрицательные эффекты, когда накопятся данные. Пока мы прошли только январь, говорить о каких-то результатах отсутствия кэшбэка некорректно. И надо будет возвращаться к этой задаче, так как у нас есть четкое ощущение, что государство не должно смотреть только на расходы по этой программе, так как они компенсируются дополнительными налогами от предприятий отрасли, гостиниц из-за дополнительной загрузки курортов.

Есть данные разных опросов, которые показывают, что до 50% туристов выбирали поездки с кэшбэком. Понимаю, что под секвестирование сейчас подпадает много статей бюджета, и все объяснимо. Но, может быть, через какое-то время мы сможем вернуться к этой программе, так как она была популярна у потребителей, а у предпринимателей вызывала только положительные отзывы.

- Как вы оцениваете предложенные Максимом Решетниковым на совещании с президентом 24 января меры поддержки предпринимателей, которые инвестируют в проекты строительства объектов туристической инфраструктуры?

- Мы считаем, что это наиболее важные стратегические решения, которые необходимо было принимать и о которых мы постоянно высказывались на всех уровнях. Отсутствие достаточного количества гостиничной инфраструктуры – ключевой сдерживающий фактор развития внутреннего туризма. Мы благодарны Минэкономразвития за то, что они это абсолютно точно понимают и принимают соответствующие решения.

Но гостиниц не хватает не просто так. Очень высокая капиталоемкость этих проектов и очень длительная окупаемость приводит к тому, что у нас на протяжении долгих лет отели практически не строились, а строилось жилье. Поэтому меры по стимулированию создания крупных гостиничных комплексов, модульных, некапитальных средств размещения мы изо всех сил поддерживаем: это то, что необходимо делать в первую очередь.

Сейчас у нас очень большая доля туристов размещается в нерегулируемом номерном фонде – частном секторе, квартирах, которые не платят налоги и вообще не регулируются. Качественный номерной фонд способен такую аудиторию переориентировать на себя.

- Вы были избраны президентом РСТ в декабре 2022 года. Что считаете своими первоочередными задачами на этом посту?

- Есть три основные направления, по которым мы ведем работу. Первое – максимальное расширение представительства разных сегментов туриндустрии в союзе, чтобы мы могли действовать без перекосов в какую-либо сторону и решать все отраслевые проблемы. Все-таки РСТ – союз всей индустрии. Из наших самых очевидных достижений – мы нарастили присутствие технологических компаний, их у нас много и состав максимально яркий. В ближайшее время еще несколько стейкхолдеров примкнут, и мы закроем этот блок эффективно. Это будут лучшие представители отрасли.

Пока у нас слабо представлено турагентское сообщество, и мы видим свою задачу в том, чтобы привлекать эти компании за счет различных мероприятий и программ.

Хотим повысить эффективность работы комитетов и комиссий, в которые должны входить участники союза. Чтобы эти комитеты и комиссии стали центрами принятия решений, формирования повестки по каждой проблеме и по каждому сегменту отрасли.

Второе – работа с законодательством: то, что мы всегда делали эффективнее, чем кто-либо в отрасли. Большинство законодательных инициатив, которые когда-либо были приняты либо обсуждались, проходят через РСТ. Наша позиция – максимально эффективно взаимодействовать с государственной вертикалью: регулятором, правительством, Госдумой, Совфедом, входить во все общественные комитеты, советы, где обсуждаются и принимаются решения. Начиная от общественных организаций и заканчивая подготовкой к Госсовету с участием президента. Мы видим свою миссию в том, чтобы законодательство в сфере туризма в РФ постоянно развивалось.

И третье – поддержка членов РСТ в части консультационной, юридической. Мы считаем, что задача общественного объединения – быть старшим братом для бизнеса, чтобы он мог на нас опереться, найти поддержку и помощь в решении своих проблем.

- Сколько сегодня членов в союзе, сколько их вступило за последний год?

- Прямых членов в союзе около 700. А вместе с ассоциированными, которые являются членами других объединений, входящих в РСТ, – более 3 тыс. Это могут быть региональные объединения, как, например, Сахалинский региональный союз туроператоров, или отраслевые, как Российская гостиничная ассоциация.

За 2022 год в союз вступило около 125 компаний. Это регулярная положительная динамика, и она особенно хорошо видна, когда мы проводим мероприятия. И мы сразу видим активизацию вступления, когда РСТ добивается результатов, как сейчас с НДС. Думаю, это привлечет в наши ряды новых членов, потому что всем хочется быть в составе успешного объединения, которое не просто о чем-то заявляет, но и получает конкретный результат.

- Что может дать компаниям из разных сфер туристической отрасли членство в РСТ?

- РСТ– объединение людей небезразличных, для которых туризм – не просто способ зарабатывания денег, но и часть жизни. И которые хотят, чтобы отрасль развивалась, в ней было комфортно работать и создавать новые проекты. Участие в союзе дает им такую возможность.

Второй важный момент – это доверие. Мы понимаем, что РСТ не потерпит в своих рядах компании, которые ведут себя некорректно по отношению к другим участникам рынка. Членство в РСТ уже давно для большого количества потребителей, партнеров, госучреждений – знак качества. Государственные ведомства при розыгрыше грантов или организации каких-то конкурсов ориентируются на членов РСТ, потому что для них это понятные компании. Мы организуем внутрисоюзные связи, когда кто-то ищет надежного партнера в регионе, чтобы отправить туда группу, и хочет быть уверенным, что этому партнеру можно доверять.

Кроме того, мы сейчас работаем над запуском партнерской программы, которая позволит членам союза получать скидки на различные услуги и товары – аренду помещений в ТЦ, офисную мебель. Рассчитываем запустить программу в ближайшем месяце, чтобы участие в союзе приносило компаниям еще и экономическую пользу.

Ирина Сафронова


Обсудить в telegram

вам может быть интересно