Президент РСТ рассказал, когда снизятся цены на туры по России после отмены НДС для туроператоров
О том, как удалось убедить власти отменить НДС для туроператоров, насколько в результате упадут цены на пакетные туры и почему это приведет к росту числа желающих вступить в Российский союз туриндустрии, в интервью RTN рассказал президент РСТ Илья Уманский.
- Объясните, почему НДС так сильно мешал туроператорам по внутреннему туризму?
- Как правило, тот продукт, который туроператор формирует, состоит из услуг, на которые он получает дисконт от поставщиков: например, 15% от гостиницы, 2% от авиакомпании, 10% от музея. Собрав эти услуги в единое целое, в турпакет, он должен заплатить с них 20% только НДС. Хотя у него весь доход от этих компонентов, как правило, меньше 20%. И он несет издержки в связи с рисками загрузки, зарплатой технологиями, рекламой и т.п. Когда у тебя весь доход меньше 20%, а ты должен заплатить с этой стоимости 20% только НДС, необходима наценка.
В результате компании, работающие на внутреннем рынке, находятся в неконкурентном состоянии по отношению и к туроператорам по выезду, и даже к прямому бронированию отелей. Избыточная фискальная нагрузка приводит к тому, что большинство игроков – это микро- и малый бизнес, работающий исключительно на УСН. Потому что как только эти маленькие компании начинают подрастать, переходя на общий режим бухучета, они упираются в потолок в виде избыточной фискальной нагрузки, и экономического смысла быть крупным туроператором по внутреннему туризму нет. Кто-то применяет схемы дробления, кто-то сворачивает эту деятельность. В итоге крупных туроператоров по внутреннему туризму на общем режиме налогообложения у нас можно по пальцам одной руки пересчитать.
- Тема отмены НДС для туроператоров обсуждалась много лет, почему этого решения удалось добиться именно сейчас?
- РСТ поднимал эту тему на протяжении многих лет, но особенно остро она встала и появилась дополнительная аргументация в тот момент, когда льготу по НДС в прошлом году получили гостиницы. В чем, кстати, РСТ также принимал активное участие. Мы посчитали, что это шанс, которым стоит воспользоваться. В течение года по инициативе союза этот вопрос поднимался на всех уровнях как ключевая проблема туроператоров по внутреннему туризму: прорабатывался в Ростуризме, озвучивался на всех совещаниях, на президиуме Госсовета, в присутствии премьер-министра, на уровне правительства.
Можно сказать, что здесь в одной точке сошлись интересы и сформировалось понимание. Если какую-то задачу для отрасли необходимо решить, но по ней получаешь отказ, то надо этот вопрос продолжать поднимать, прорабатывать, искать новую аргументацию. Потому что в какой-то момент задача неожиданно может найти решение. Как и произошло в данном случае, когда сменился регулятор, и на встрече с министром экономического развития Максимом Решетниковым мы среди других вопросов подняли и этот, дали аргументацию, и он поверил, что задача достойна того, чтобы ее решить и помочь отрасли.
- Что изменится на рынке после отмены НДС для туроператоров? Ведь получается, что это касается только самых крупных компаний.
- Это системная мера, которая позволит туроператорскому рынку развиваться. Операторы по внутреннему туризму не видели никакой возможности развивать бизнес, они все находились в состоянии, когда кислород перекрыт. И на рынке внутреннего туризма, если брать дистрибуцию, ключевыми игроками становились OTA – сервисы по бронированию, а также маленький региональный бизнес. Крупным туроператорам просто не было места в виду избыточной фискальной нагрузки. Мы столкнулись с ситуацией, когда у нас необходимая для бизнеса функция развития турпродукта не работала.
Если турист соберется на Алтай или Камчатку, купит на сайте «Аэрофлота» билет и забронирует гостиницу у агрегатора, вряд ли такая поездка может дать полное представление об этом регионе. Хотя это работает для Сочи, куда едут ради моря и отдыха в одном отеле. Для развития туризма в непляжных регионах необходимы турпродукты – много, разнообразных и качественных. И я не говорю, что это не способны делать маленькие компании, они должны быть на рынке. Но для развития массового туризма стране нужные крупные эффективные туроператоры, которые обеспечили бы россиянам открытие страны и ее многообразия. Поэтому отмена НДС приведет не столько к появлению новых туроператоров, сколько к укрупнению старых, их развитию. От этого выиграет и потребитель, потому что туроператоры будут развиваться, будет усиливаться конкуренция, появятся новые продукты.
- Когда потребители могут почувствовать снижение цен на продукт туроператоров в связи с отменой НДС?
- Пока решение не принято, президент только устно согласился. Сначала должно выйти его поручение, на основании которого будут подготовлены изменения в Налоговый кодекс. Потом три чтения в Госдуме, одобрение Совфеда, подписание президентом. Надеюсь, эта процедура будет проведена быстро. Рассчитываем, что к концу марта все будет утверждено и согласовано.
Когда льгота заработает, она, безусловно, отразится на ценах. Но нельзя говорить, что цена упадет на 20%. Туроператоры не всегда могли себе позволить завышение цены. Как правило, она была либо меньше, либо соответствовала совокупной стоимости входящих в пакет услуг, причем делалось это за счет внутренних резервов или собственной прибыли. Но любая экономия позволяет снижать издержки и финальную стоимость продукта. Могу предположить, что при прочих равных можно будет рассчитывать в годовом диапазоне на снижение цен в пределах до 10%. Возможно, эта экономия отразится на агентском вознаграждении, на дополнительных услугах, включенных в стоимость. Но самое главное, что на дистанции четырех лет до 2027 года, когда это решение будет работать, оно должно простимулировать туроператоров к активному развитию, увеличении доли турпродукта в составе реализуемых услуг.
- Как идут бронирования на лето 2023 года на внутреннем рынке? Влияет ли на них отмена программы кэшбэка?
- Бронирования идут неплохо – мы наблюдаем подъем, но он не равномерный. У нас есть Сочи, где сохранилась перевозка в полном объеме, и есть другие южные курорты, которые испытывают транспортные сложности. Многие туристы, попробовав в прошлом году перемещаться альтернативными видами транспорта, получили негативные впечатления. И в этом году предпочтут либо не поехать, либо отправятся в другом направлении. Много разнонаправленных трендов здесь.
За динамику продаж на летний сезон у нас беспокойства нет. Но проблема кэшбэка – это не про лето, это про поездки в межсезонье. Эта программа влияла на экономические показатели инвестиционных проектов, поскольку обеспечивала загрузку в межсезонье. Экономика предприятий, готовых принимать туристов в низкий сезон, заметно поправлялась.
Сейчас по межсезонью где-то все неплохо, а где-то мы видим, что недобираем. Поэтому, как и в случае с НДС, необходимо держать эту проблему на поверхности, искать аргументы, демонстрировать отрицательные эффекты, когда накопятся данные. Пока мы прошли только январь, говорить о каких-то результатах отсутствия кэшбэка некорректно. И надо будет возвращаться к этой задаче, так как у нас есть четкое ощущение, что государство не должно смотреть только на расходы по этой программе, так как они компенсируются дополнительными налогами от предприятий отрасли, гостиниц из-за дополнительной загрузки курортов.
Есть данные разных опросов, которые показывают, что до 50% туристов выбирали поездки с кэшбэком. Понимаю, что под секвестирование сейчас подпадает много статей бюджета, и все объяснимо. Но, может быть, через какое-то время мы сможем вернуться к этой программе, так как она была популярна у потребителей, а у предпринимателей вызывала только положительные отзывы.
- Как вы оцениваете предложенные Максимом Решетниковым на совещании с президентом 24 января меры поддержки предпринимателей, которые инвестируют в проекты строительства объектов туристической инфраструктуры?
- Мы считаем, что это наиболее важные стратегические решения, которые необходимо было принимать и о которых мы постоянно высказывались на всех уровнях. Отсутствие достаточного количества гостиничной инфраструктуры – ключевой сдерживающий фактор развития внутреннего туризма. Мы благодарны Минэкономразвития за то, что они это абсолютно точно понимают и принимают соответствующие решения.
Но гостиниц не хватает не просто так. Очень высокая капиталоемкость этих проектов и очень длительная окупаемость приводит к тому, что у нас на протяжении долгих лет отели практически не строились, а строилось жилье. Поэтому меры по стимулированию создания крупных гостиничных комплексов, модульных, некапитальных средств размещения мы изо всех сил поддерживаем: это то, что необходимо делать в первую очередь.
Сейчас у нас очень большая доля туристов размещается в нерегулируемом номерном фонде – частном секторе, квартирах, которые не платят налоги и вообще не регулируются. Качественный номерной фонд способен такую аудиторию переориентировать на себя.
- Вы были избраны президентом РСТ в декабре 2022 года. Что считаете своими первоочередными задачами на этом посту?
- Есть три основные направления, по которым мы ведем работу. Первое – максимальное расширение представительства разных сегментов туриндустрии в союзе, чтобы мы могли действовать без перекосов в какую-либо сторону и решать все отраслевые проблемы. Все-таки РСТ – союз всей индустрии. Из наших самых очевидных достижений – мы нарастили присутствие технологических компаний, их у нас много и состав максимально яркий. В ближайшее время еще несколько стейкхолдеров примкнут, и мы закроем этот блок эффективно. Это будут лучшие представители отрасли.
Пока у нас слабо представлено турагентское сообщество, и мы видим свою задачу в том, чтобы привлекать эти компании за счет различных мероприятий и программ.
Хотим повысить эффективность работы комитетов и комиссий, в которые должны входить участники союза. Чтобы эти комитеты и комиссии стали центрами принятия решений, формирования повестки по каждой проблеме и по каждому сегменту отрасли.
Второе – работа с законодательством: то, что мы всегда делали эффективнее, чем кто-либо в отрасли. Большинство законодательных инициатив, которые когда-либо были приняты либо обсуждались, проходят через РСТ. Наша позиция – максимально эффективно взаимодействовать с государственной вертикалью: регулятором, правительством, Госдумой, Совфедом, входить во все общественные комитеты, советы, где обсуждаются и принимаются решения. Начиная от общественных организаций и заканчивая подготовкой к Госсовету с участием президента. Мы видим свою миссию в том, чтобы законодательство в сфере туризма в РФ постоянно развивалось.
И третье – поддержка членов РСТ в части консультационной, юридической. Мы считаем, что задача общественного объединения – быть старшим братом для бизнеса, чтобы он мог на нас опереться, найти поддержку и помощь в решении своих проблем.
- Сколько сегодня членов в союзе, сколько их вступило за последний год?
- Прямых членов в союзе около 700. А вместе с ассоциированными, которые являются членами других объединений, входящих в РСТ, – более 3 тыс. Это могут быть региональные объединения, как, например, Сахалинский региональный союз туроператоров, или отраслевые, как Российская гостиничная ассоциация.
За 2022 год в союз вступило около 125 компаний. Это регулярная положительная динамика, и она особенно хорошо видна, когда мы проводим мероприятия. И мы сразу видим активизацию вступления, когда РСТ добивается результатов, как сейчас с НДС. Думаю, это привлечет в наши ряды новых членов, потому что всем хочется быть в составе успешного объединения, которое не просто о чем-то заявляет, но и получает конкретный результат.
- Что может дать компаниям из разных сфер туристической отрасли членство в РСТ?
- РСТ– объединение людей небезразличных, для которых туризм – не просто способ зарабатывания денег, но и часть жизни. И которые хотят, чтобы отрасль развивалась, в ней было комфортно работать и создавать новые проекты. Участие в союзе дает им такую возможность.
Второй важный момент – это доверие. Мы понимаем, что РСТ не потерпит в своих рядах компании, которые ведут себя некорректно по отношению к другим участникам рынка. Членство в РСТ уже давно для большого количества потребителей, партнеров, госучреждений – знак качества. Государственные ведомства при розыгрыше грантов или организации каких-то конкурсов ориентируются на членов РСТ, потому что для них это понятные компании. Мы организуем внутрисоюзные связи, когда кто-то ищет надежного партнера в регионе, чтобы отправить туда группу, и хочет быть уверенным, что этому партнеру можно доверять.
Кроме того, мы сейчас работаем над запуском партнерской программы, которая позволит членам союза получать скидки на различные услуги и товары – аренду помещений в ТЦ, офисную мебель. Рассчитываем запустить программу в ближайшем месяце, чтобы участие в союзе приносило компаниям еще и экономическую пользу.
Ирина Сафронова