Деловой туризм в России находится на стадии активного развития
Объем российского рынка делового туризма ежегодно растет на протяжение последних нескольких лет. О динамичном развитии этого сегмента рассказали эксперты Российского союза туриндустрии.
По словам соруководителя комитета РСТ по MICE-туризму и конгрессно-выставочной деятельности Натальи Евневич, рост корпоративных событий с начала этого года по отношению к первому кварталу 2023 вырос на треть, а по сравнению со вторым кварталом 2023 – на 19%, а. Спрос на деловые мероприятия в третьем квартале 2024 превзошел показатели предыдущего года на 54%.
«Деловой туризм первым восстановился после пандемии и падения рынка, связанного с началом СВО в 2022 году. Количество внутренних командировок увеличилось на 18%, а объем бронирования в гостиницах — на 5-7%. В топе популярных городов России для деловых туристов Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи и Казань», - отмечает Наталья Евневич.
Ожидается, что по итогам текущего года общий объем рынка бизнес-поездок в достигнет одного триллиона рублей.
По данным Фонда Росконгресс, в 2024 году объем российского рынка MICE увеличился примерно на 15-20% по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами роста стали развитие инфраструктуры, спрос со стороны бизнеса на корпоративные и международные мероприятия, а также активное внедрение новых технологий и форматов организации событий.
В этом году объем российского рынка MICE-услуг оценивается примерно в 22-23 миллиарда рублей. Основными клиентами в этой сфере остаются промышленные компании, фармацевтический сектор, а также растущий интерес проявляют IT-компании, банки и государственные структуры.
В настоящее время в Фонде Росконгресс выделяют следующие тренды в сегменте делового туризма.
Рост внутреннего туризма. Из-за увеличения затрат на международные поездки бизнес-фокус сместился на мероприятия внутри России. Крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург, остаются главными центрами, а менее популярные регионы, включая юг и восток России, активно развивают инфраструктуру.
Смена форматов мероприятий. Компании внедряют гибридные форматы, совмещая онлайн и офлайн, чтобы охватить более широкую аудиторию при снижении затрат. Это особенно популярно в образовательных и корпоративных событиях.
Использование нестандартных локаций. Повышается интерес к новым местам проведения мероприятий. Вместо стандартных конференц-залов компании ищут креативные пространства, включая природные зоны, исторические здания и нестандартные городские локации.
Увеличение деловых поездок в дружественные страны. Фокус внешнего MICE-сегмента смещается на страны Азии, Ближнего Востока и СНГ - Китай, ОАЭ, Казахстан, Узбекистан, что обусловлено текущими международными условиями.
По словам заместителя директора Фонда Росконгресс Владимира Затынайко, проблемами, мешающими развитию этой сферы туризма в нашей стране, можно назвать недостаток развитой инфраструктуры в отдельных регионах, рост цен на перелеты, проживание и организацию мероприятий и ограниченную доступность инновационных решений.
«Хотя внедрение технологий, таких как гибридные платформы и цифровые инструменты, становится трендом, не все компании имеют ресурсы и компетенции для их использования. Это ограничивает их конкурентоспособность на рынке, а также усложняет процесс подготовки к мероприятиям», - подчеркивает Владимир Затынайко.
Кроме того, сложности возникают из-за отсутствия стратегии развития в ряде регионов. Территории не имеют долгосрочных программ поддержки MICE-индустрии.
Регионами-лидерами в сфере делового туризма в Фонде Росконгресс называют Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург и Владивосток.
Средний чек и продолжительность MICE-туров в России в 2023 и 2024 годах также показывают рост. Например, средняя стоимость делового туризма для российского клиента в 2023 году увеличилась в 1,4 раза по сравнению с затратами туристов, путешествующих с личными целями, и составила около 35 тысяч рублей на человека.
По данным Союза агентств делового туризма (САД), объем этого сегмента рынка в 2024 году вырос на 28% и к концу года превысит 1 трлн рублей. Увеличивается и общее количество командировок - на 21% к 2023 году.
По словам вице-президента РСТ и председателя правления САД Дмитрия Горина, деловой туризм нуждается в законодательном определении.
«Основная проблема индустрии делового туризма - отсутствие актуальной статистики. Чтобы планировать развитие, необходимы актуальные данные. Мы выступаем за выделение этой индустрии в отдельный сегмент рынка», - отмечает Дмитрий Горин.
Самыми популярными направлениями командировок по России в САД называют Москву и Санкт-Петербург. В топ также вошли Сочи, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Тюмень.