В 2025 году россияне совершили 164 млн поездок по России, потратив в них 1,83 трлн рублей
В 2025 году россияне стали активнее путешествовать по стране. За одиннадцать месяцев года они совершили 164 млн поездок по России — на 7,5% больше, чем за тот же период 2024-го. Таковы результаты исследования «СберАналитики» ― части проекта «Итоги года со Сбером 2025».
В 2025 году турпоток выровнялся по сезонам: в сентябре россияне совершили 15,9 млн поездок (+14,3% к сентябрю 2024 года), в октябре — 13,3 млн (+15,8%), в ноябре 12,1 млн поездок (+14,3%).
Куда едут россияне. 55,5% внутренних турпоездок пришлось на 10 регионов. Чаще всего россияне посещали Москву (14,4% всех поездок), Московскую область (13,7%), Краснодарский край (6,6%), Санкт-Петербург (6,5%), Ленинградскую область (4,3%), Татарстан (2,4%), Свердловскую (2,3%), Владимирскую (1,9%), Ростовскую (1,8%) и Нижегородскую (1,7%) области.
Самый серьезный прирост турпотока показали Севастополь (+84%), Магаданская область (+50,4%), Крым (+46,6%), Курганская (+39%) и Свердловская области (+33,2%). Рост популярности крымских курортов частично связан с перераспределением потока из Краснодарского края, где после инцидента с разливом мазута в декабре 2024 года количество поездок снизилось на 10,3%.
Портрет российского туриста. Заметную долю среди путешествующих по России (23%) составляют туристы старшего возраста. Они чаще выбирают регионы с богатым культурным наследием и оздоровительными курортами: Ленинградскую (30,4% туристов старше 55 лет), Московскую (30,2%) область, Ставропольский край (28,6%), Калужскую (27,3%), Псковскую (26,5%) и Тверскую области (26%).
В среднем поездка по стране длилась 4,7 дня. Дольше всех — у молодежи 20–24 лет (5,4 дня) и людей старше 65 лет (5,3 дня).
По данным «СберАналитики», выросла доля туристов с высоким уровнем дохода. 21,8% путешественников зарабатывают от 70 до 100 тыс. рублей, 14,4% — 100-140 тыс., 16,5% — 140-230 тыс. По сравнению с 2024 годом доля туристов с доходом более 100 тыс. рублей увеличилась на 9,4 процентных пунктов.
Сколько тратили в поездках по стране. За 11 месяцев 2025 года россияне потратили в поездках по стране 1,83 трлн рублей. Чаще всего покупки они оплачивали безналично (68,6% всех платежей). Доля наличных — 17,1%, переводов — 14,3%.
В структуре расходов туристов лидируют продуктовые магазины (24%). На питание в кафе и ресторанах ушло 14,8% бюджета, непродовольственные товары (сувениры, одежда) — 12,4%, обслуживание личного автомобиля (топливо, сервис) — 7,9%.
Средние дневные траты туриста (без учета заранее оплаченных билетов и жилья) по сравнению с прошлым годом выросли на 6,9% и достигли 2356 рублей. Например, в Москве путешественники тратили 2120 рублей в день (-0,3% по сравнению с 2024-м), в Московской области — 1707 рублей (-2,3%), в Санкт-Петербурге — 2673 рублей (+12,4%), в Краснодарском крае — 2887 рублей (+3,2%), в Ленинградской области — 1453 рубля (-0,2%).
Максимальные дневные траты зафиксированы на Дальнем Востоке. Лидер — Чукотский автономный округ (5824 рублей в день), за ним следуют Камчатский и Приморский края (по 4839 рублей).
Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» в «Сбербанке»: «Наше исследование показало, что туристы стали больше тратить и сместили свои поездки на осень. Для отельеров это означает, что прежние сезонные модели, ориентированные преимущественно на летний поток и ограниченный набор популярных направлений, нуждаются в пересмотре. Успех в гостиничном бизнесе теперь зависит от умения работать с межсезоньем, прогнозировать динамику спроса и глубже понимать гостей.
Именно поэтому «Сбер» развивает отраслевые решения, которые помогают гостиницам принимать управленческие решения на основе точных и актуальных данных. Эта аналитика, основанная на обезличенных данных миллионов клиентов и десятках источников, дает отельерам возможность не просто видеть рыночные тенденции, а выстраивать на их базе работающие, маржинальные модели управления».
Исследование «СберАналитики» подготовлено с помощью аналитической панели «Туризм» и основано на агрегированной и обезличенной информации о потребностях 111 млн покупателей и 7 млн юридических лиц. Также используются данные из более чем 70 внутренних и внешних источников. Это позволяет детально анализировать разные рынки с учетом их отраслевых и региональных особенностей.