Travelport с 25 октября

«Аэрофлот» и «Ростехнологии» сочинили эпитафию «Кавминводыавиа»

«Аэрофлот» и «Ростехнологии» разослали информационное письмо, в котором говорится, что по причине нерентабельности авиакомпания «Кавминводыавиа» осталась «за рамками» авиационных активов, передаваемых «Ростехнологией» национальному перевозчику.

Публикация вызвала недоумение у экспертов – «Кавминводыавиа» «приказала долго жить» еще в сентябре 2011 года, когда Росавиация не продлила перевозчику сертификат эксплуатанта, а вся маршрутная сеть и техника отошли к «дочке» «Аэрофлота» – авиакомпании «Донавиа». Так, что передавать собственно было нечего.

Возможно, цель публикации – сообщить общественности о том, что «Аэрофлот» взял на себя все обязательства «по урегулированию вопросов перевозки» пассажиров, купивших билеты на рейсы «Кавминводыавиа». А также о том, что часть сотрудников обанкротившегося перевозчика пристроена в «Донавиа», остальным предложено перейти в ее кадровый резерв. Это, конечно, хорошие новости. «Ростехнологии» и «Аэрофлот» надеются, что «активов компании достаточно для погашения кредиторской задолженности».

В письме описаны причины, приведшие к печальному концу существующего с 1962 года регионального перевозчика. Это – лишение его фактического статуса монополиста на направлении в связи с передачей Ставропольскому краю аэропортов городов Минеральные Воды и Ставрополь, которые раньше входили в состав авиапредприятия, а также устаревший парк техники. Две проблемы связаны – сейчас Минводы и Ставрополь обслуживают рейсы нескольких авиакомпаний (российских «Аэрофлота», «Донавиа», «Трансаэро», UTair, S7, «Уральских авиалиний» и «России», а также KLM, AZAL , Uzbekistan Airways), чему раньше активно препятствовал монополист, и цены на билеты стали дешевле. Отреставрированная взлетно-посадочная полоса аэропорта «Минводы» позволяет принимать более экономичные в эксплуатации Boing-737 и Airbus 320, чем имеющиеся у «Кавминводыавиа» Ту-154 и Ту-204. Авиакомпания стала неконкурентной на своем собственном направлении, и начала постепенно уменьшать количество рейсов.

Таким образом, достаточно крупная в свое время авиакомпания повторила судьбу многих региональных перевозчиков с «советским» прошлым. «Выживание за счет монополии на направлении – наследие советской системы, в которой рыночные механизма отсутствовали. Курс на разделение аэропортов и перевозчиков, взятый Минтрансом, способствует снятию барьеров для конкуренции, но выжить в этой ситуации способны немногие», – пояснил главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров.

Но в тоже время конец «Кавминводыавиа» хорошо вписывается в принятую государством стратегию концентрации рынка в руках пятерки крупных авиакомпаний, которые сейчас постоянно «набирают обороты». В том, что это будет способствовать развитию авиаотрасли огромной страны, особенно на внутренних линиях, специалисты сомневаются.

При этом есть примеры авиакомпаний, которые в подобной ситуации выживали, находя возможность брать кредиты и закупать новую технику. В парке «Кавминводыавиа», помимо старых Ту-154, были и два самолета Ту-204, которые, впрочем, эксперты называют не лучшим выбором. Компания собиралась закупить и Airbus 320, даже готовила к их эксплуатации летчиков и техников.

 

Екатерина Сирина, RATA-news