Тревелпорт

Поток туристов на Алтай растет за счет жителей соседних областей

О ситуации с приемом туристов на Алтае рассказывает директор барнаульской туристической компании «Плот» Александр Смирнов (фото).

- Пожалуйста, несколько слов о вашей компании.

- Фирма «Плот», в основном, занимается приемом туристов на Алтае. Организуем пешие, конные, водные, комбинированные, альпинистские, вертолетные, VIP-туры. С момента основания фирмы в 1993 году приняли гостей более чем из 20 стран мира. В 2003 году заявили одну из своих туристических групп, прошедших по комбинированному маршруту Плато Укок - гора Тобын Богдо Ола - средняя Катунь на чемпионат России по спортивному туризму. И заняли первое место. При этом ни у кого из участников не было специальной подготовки. Многие из них впервые совершили восхождение на вершину высотой более 4000 м, впервые сплавились по горной реке 4-й категории сложности и впервые путешествовали на конях по высокогорному плато. С тех пор этот эксклюзивный и очень интересный маршрут - один из самых популярных среди туристов, в том числе и иностранных. «Плот» - член Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), победитель конкурса «Алтай туристический 2005» в номинациях «Лучший туроператор» и «Лучший туристический маршрут».

- Какова ситуация с приемом туристов в вашем регионе?

- Около 1 миллиона туристов посещают Горный Алтай за летний сезон, средний рост турпотока составляет 20-30% в год. Мне кажется, это связано с увеличением популярности Алтая как региона, уникального по красоте природы и по экологии. Но число туристов растет, в основном, за счет жителей близлежащих областей: Кемеровской, Новосибирской, Томской, Омской. Для туристов из Москвы и Московской области, из Петербурга, с Урала доехать до нас очень дорого. Авиабилет Москва – Барнаул - Москва летом прошлого года стоил минимум 14-15 тысяч рублей. Но так как в высокий сезон из Москвы выполнялось всего три ежедневных регулярных рейса - авиакомпаниями «Сибирь», «Аэрофлот» и «Красэйр» - тарифы эконом-класса достигали 30 тысяч рублей и выше. Притом, что средняя стоимость активного тура составляет 15 тыс. руб., общая цена пакета для москвича превышала $1 тыс. Проживание в хороших туркомплексах Горного Алтая тоже недешево – в среднем 3 тысячи рублей в день в номере с удобствами, но без питания. Цена же питания колеблется в зависимости от категории базы в пределах 400-1500 руб. в день на человека.

Жителям Урала летом сложно купить железнодорожные билеты на проходящие поезда до Барнаула, и они вынуждены порой добираться до Новосибирска на поезде, а затем 500-600 км на автобусе до Горного Алтая.

Проблема высоких цен актуальна и для иностранных туристов. Ведь к расходам, связанным с путешествием на Алтай, иностранцу нужно прибавить перелет из Европы или Америки. Общая стоимость тура нередко превышает 2 тыс. евро. Помимо цен рост въездного турпотока, и не только на Алтае, но и по всей России, сдерживают жесткие требования Федеральной миграционной службы. Особенно это касается приграничных зон. А на Алтае самые лучшие для туризма места находятся именно там. Например, чтобы слетать на вертолете из Барнаула к горе Белуха, самой высокой в Сибири, туроператор должен сначала поставить иностранцев на миграционный учет (процедура занимает не менее двух часов), затем совершить посадку в селе Усть-Кокса, где находится комендатура, привезти пограничников к вертолету для осмотра, получить пропуск (занимает от 2 до 4 часов) и только тогда лететь дальше. При возвращении предстоит такая же процедура. Технически сделать подобную вертолетную экскурсию за один день невозможно, так как непосредственное пребывание в районе Белухи занимает один час, а на перелеты и ожидания проверок уходит более 10.

- Что нового вы предлагали в прошедшем летнем сезоне? Какой продукт вашей

компании наиболее популярен?

- Прошлый сезон был для нас очень насыщенным, так как в августе на Алтае можно было наблюдать полное солнечное затмение. В это время мы принимали японскую группу, в составе которой были видные ученые, почетные граждане Токио. Они привезли с собой большое количество ценной аппаратуры, для ее перевозки мы выделили отдельный транспорт. Традиционно пользовались спросом пешие маршруты «По местам Рериха» к подножию Белухи, конные туры по плато Укок, индивидуальные программы, сочетающие вертолет, сплав по Катуни, рыбалку, пантовые ванны и отдых в элитных туркомплексах.

Еще для одной группы из Японии, более 30 человек, совместно с партнерами из Красноярска мы организовали мемориальный тур по трем регионам: Новосибирской, Кемеровской областям и Алтайскому краю. Туристов, родственники которых попали в плен во время Второй мировой войны и умерли в Сибири, необходимо было привезти на места захоронений в 9 городах, организовать траурную церемонию, встречу с местными властями.

В летнем сезоне 2009 г. планируем открыть новый маршрут на каноэ по Телецкому озеру, которое по красоте не уступает знаменитому Байкалу.

- Что вы предлагаете зимой? Появилось ли у вас в этом зимнем сезоне что-нибудь новое?

- У нас есть несколько активных зимних туров, самый интересный - лыжный поход «К горячим источникам Хакассии». Но, видимо, большинство потенциальных туристов боятся сибирских морозов. Наибольшей популярностью зимой пользуется горнолыжный отдых в Горной Шории и в Белокурихе, знаменитой российской здравнице.

- Как Вы оцениваете имеющуюся в регионе базу размещения? Какие дома отдыха

и пансионаты пользуются наибольшим спросом?

- База размещения на Алтае достаточно разнообразна: есть туркомплексы и эконом-класса, и вип-уровня. Но большинство средств размещения работают сезонно. Это, в основном, базы туристического класса, предоставляющие проживание в маленьких деревянных домиках. На зимний сезон они свою деятельность консервируют. Баз европейского уровня пока недостаточно, летом чувствуется их острый дефицит. Эту проблему, надеюсь, решит ввод новых гостиниц на «Бирюзовой Катуни» в рамках федерального проекта «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа», а также завершение масштабного строительства горнолыжного комплекса со всей жилищной и прочей инфраструктурой в районе горы Синюха близ села Манжерок. С каждым годом растет спрос на те базы, которые предоставляют оздоровительные услуги, особенно пантовые процедуры. Огромную популярность имеют и туркомплексы, ориентированные на отдых молодежи, детей.

- С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе?

- Одна из главных проблем – это кадры. На такой большой поток туристов требуется немало квалифицированных, опытных гидов, инструкторов, поваров, аниматоров и т.д. Порой на одну вип-группу из 8 человек требуется столько же человек обслуживающего персонала. Тех институтов, которые великолепно готовили гидов и экскурсоводов для туризма в Алтайском крае, сейчас нет, они закрылись в начале девяностых годов. Нынешние туристические факультеты при вузах Барнаула готовят, в основном, менеджеров для работы в офисах. Со всем остальным, что необходимо для проведения туров на высоком уровне, - качественное снаряжение, транспорт, продукты питания, средства размещения, средства связи и прочее, проблем нет.

Другая сложность – регистрация иностранцев. Наши законодатели, разрабатывая закон о порядке въезда и выезда в РФ, совсем забыли о категории экотуристов. Находясь на маршрутах, проходящих в основном в «диких» местах, они живут преимущественно в палатках, которые средствами размещения не являются. Следовательно, по нынешнему закону, эти иностранцы не могут быть поставлены на миграционный учет. Еще одна проблема – фингарантии. За год мы принимаем не более сотни иностранных туристов, а сумма финансового обеспечения для нас составляет 10 млн. рублей. Если законодатели не пойдут нам навстречу и не снизят гарантии для операторов по въездному туризму до разумного минимума, то в этом году будем работать только в нише внутреннего туризма.

- Где Вы предпочитаете отдыхать?

- Мне очень нравится регион Юго-Восточной Азии – Бали, Вьетнам, Сингапур, Пхукет. На море чаще всего еду туда. Но для души, конечно, несравнимо больше дает Алтай. Поэтому при первой возможности иду в горы с рюкзаком, сплавляюсь по Катуни, катаюсь на горных лыжах, еду на автомобиле по Чуйскому тракту. Последний вариант отдыха очень интересен осенью, когда на дороге практически нет машин, а от многоликой цветовой палитры гор и потрясающей дороги по-хорошему «сносит крышу».