Интурмаркет с 1 октября

Рынку грозит потеря 40-50% туроператоров по въездному и внутреннему туризму

Руководство и сотрудники группы компаний «Тари Тур» обратились в Ростуризм, Комитет по туризму Москвы и профильные общественные организации с просьбой обсудить ряд мер, которые могли бы поддержать въездной турим в нынешней ситуации.

По оценке «Тари Тур», восстановление въездного иностранного туризма в России может начаться не ранее конца третьего – начала четвертого квартала 2020 года. Это период низкого сезона, так что рассчитывать на резкий старт и большие объемы не приходится. Есть также опасения, что групповой туризм, который всегда был доминирующим во въездном потоке в Россию, будет востребован меньше обычного.

На этом фоне вполне реальна угроза потери 40-50% туроператоров, занятых во въездном и внутреннем туризме. «В итоге ставится под сомнение сам факт успешного продолжения провозглашенной ранее политики увеличения экспорта туруслуг, – говорится в заявлении туроператора. – Возможна потеря качества на въездном и внутреннем рынке из-за ухода с него профессиональных и опытных игроков».

Чтобы избежать негативного сценария, «Тари Тур» предлагает ряд мер.

1. Продолжить опыт 2019 года по субсидированию въездного туризма – на этот раз в форме аванса. При этом исходить из показателей 2019 года с возможным процентом корректировки. Предлагается рассмотреть для этого период с ноября 2019 года до ноября 2021 года. Отчет по субсидии предусмотреть в ноябре 2021 года. В случае неполного выполнения «госзаказа» отдельными туроператорами закрепить за ними обязательства по его выполнению в следующий период субсидирования.

2. Выделить субсидии на совершение лизинговых платежей (3-6 месяцев) за туристические автобусы лизингополучателям в лице туроператоров и транспортных компаний, оказывающих туруслуги. Это позволит минимизировать потери качественного автобусного парка страны.

3. Субсидировать арендные и коммунальные услуги тем туроператорам, которые используют не муниципальные объекты недвижимости. В качестве обоснования можно использовать официальные арендные договоры, заключенные в полном соответствии с законами РФ. Кстати, эта мера в дальнейшем может эффективно способствовать обелению всего процесса.

4. Предоставить прямую финансовую помощь работодателям на компенсацию затрат на заработную плату, как это сделано во многих странах. Возможно, следует закрепить за работодателем обязательства по сохранению штатного количества работников до окончания вынужденного простоя. С этой целью использовать данные российских банков, в которых туроператоры реализуют зарплатные проекты. Эта мера еще раз докажет важность соблюдения требования «белой» зарплаты.

5. Предоставить субсидии на маркетинговые усилия туроператоров по продвижению российского продукта в СМИ, социальных сетях на международном и внутреннем туристическом рынке.

6. Дать туроператорам возможность бесплатно участвовать в международных и региональных выставках в четвертом квартале 2020 года и в течение всего 2021 года, включая оплату авиа- и железнодорожного проезда к месту проведения.

7. Субсидировать рекламные поездки представителей иностранных и российских турагентств и СМИ.

8. Субсидировать на четвертый квартал 2020 года и весь следующий год 100% затрат на наземное обслуживание в России так называемых турлидеров – представителей зарубежных компаний, которые приезжают с группами не менее 20 человек. Туроператоры будут официально информировать своих партнеров о такой поддержке со стороны нашего государства, что приведет к улучшению имиджа России.

9. Продолжить процесс подготовки к переходу на электронные въездные визы с начала 2021 года с максимально возможным снижением стоимости этой услуги.

10. Предусмотреть возможность бесплатного и оперативного продления до конца 2020 года ранее полученных российских туристических виз, использование которых оказалось невозможно в связи с закрытием границ.

Компания «Тари-Тур» вновь также подняла вопрос невозможности использования операторами их собственных средств, которые оказались заморожены на счетах, в основном, партнерских гостиниц. Они оплачены за услуги, которые могли быть предоставлены туристам в период с марта по май нынешнего года. Абсолютное большинство отелей рассматривает эти средства в качестве депозита за предоставление услуг в будущем.

В «Тари Тур» полагают, что такая позиция не позволяет операторам полностью рассчитаться, в первую очередь, с российскими туристами. Целевое субсидирование гостиничного бизнеса (при наличии официальных актов сверки расчетов), считают в компании, позволит не только решить вопрос возврата средств потребителю, но и серьезно снимет напряжение с работодателей по выполнению своих социальных обязательств перед работниками.

Участники рынка называют обращение «Тари Тур» своевременным. «Мы согласны с оценкой ситуации и полностью поддерживаем инициативу коллег», – сказала RATA-news директор компании «Фаворит-Москва» Анисия Евдокимова.

«Не уверена, что все десять предложений могут быть реализованы, но даже если какая-то часть получит поддержку правительства, это будет реальная помощь турфирмам», – заметила глава российского представительства компании Tumlare Елена Русова.

Положение тяжелое, подтверждает генеральный директор компании «Русские каникулы» Борис Молочник. «Действительно, рассчитывать на оживление рынка раньше конца нынешнего – начала будущего года не стоит. Если отели вернут депозиты, будем рады. Но понимаем что трудно сейчас всем. Гостиницы согласились оставить депозиты нашей компании в счёт будущих операций», – пояснил он RATA-news.

Эксперт также полагает, что если по итогам 2021 года от Ростуризма будет поощрение за фактический прием туристов из стран, признанных приоритетными, то правильно было бы выделять помощь пропорционально оплаченным налогам за 2019 год. «Было бы здорово также, чтобы банк принимал личные средства владельцев бизнеса на расчетный счёт фирмы для операционных расходов, а когда ситуация нормализуется, сделать возврат без взимания комиссии», – заметил г-н Молочник.

Светлана Ставцева, RATA-news