Travelport с 18 января

Отдых для детей подрос и в цене, и в спросе

По словам туроператоров, в этом сезоне наибольшим спросом в сегменте организованного детского отдыха пользуются Болгария и Турция. Интерес к другим странам чуть меньше, но он увеличился после весенних туристических выставок. Глубина продаж достигает августа.

Родители уже давно предпочитают отправлять детей за рубеж – в этом случае они точно знают, за что платят. Например, если выбранный лагерь заявляет полноценное разнообразное питание, можно рассчитывать, что таковым оно и будет. Окончательный выбор места и программы зависит от кошелька и желания организовать запоминающиеся летние каникулы для чада. В этом году цены опять выросли, впрочем, как и спрос. Как выразился один из экспертов, «родители плачут, но платят». Например, в Болгарии цены повысились процентов на 15-20, в основном, за счет перевозки. Если в прошлом году детская путевка в среднем стоила 550-600 евро, то теперь – минимум 600-800.

Детский отдых в России по ценам практически уравнялся с низкобюджетными программами в Болгарии. Наши лагеря, как правило, выбирают для детей в возрасте до 10-12 лет, которых не все родители решаются отправлять за границу. Для ребят постарше менеджеры турфирм сами рекомендуют зарубежные лагеря.

В этом году по многим социальным программам было прекращено госфинансирование. Это неминуемо отразилось на составе групп: детей из регионов стало заметно меньше, количественно лидируют школьники из Москвы и близлежащих областей.

Еще одним решающим фактором зарубежного выбора, по мнению экспертов, может стать негативный опыт прошлого лета, связанный с торфяными пожарами. Не только в Подмосковье, но и в более дальних регионах лагеря были затянуты гарью, некоторые даже закрывались.

Чаще всего отдыхать в лагерь едут ребята в возрасте от 14 до 17 лет. Российские заезды осуществляются строго по сменам на 21 день, за границей подход более гибкий – от 2 до 3-4 недель.

Еще с советских времен сложилась традиция отправлять детей на курорты Краснодарского края и Крыма железной дорогой. И именно железнодорожная перевозка вызывает больше всего нареканий у туроператоров. По их словам, билеты на поезда южного направления приходится брать с боем – несмотря на то, что турфирмы имеют договор с РЖД и каждый год отправляют на отдых вагоны с детскими группами. Подвижной состав зачастую оставляет желать лучшего: вагоны могут подать старые, разбитые, со щелями в окнах, которые приходится затыкать подручными средствами. При этом пункт 4.2 разработанных Роспотребнадзором «Санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов» гласит: «Для перевозки детей в пунктах экипировки выделяются пассажирские вагоны и вагоны-рестораны с минимальными сроками службы и техническим состоянием, соответствующим санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». И дальше: «Пассажирские вагоны, в которых перевозятся организованные группы детей, должны быть оборудованы кондиционерами и биотуалетами».

Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях операторов к РЖД. Пока безрезультатно. Притом что контроль за соблюдением этого требования, согласно пункту 1.4, возложен на те же РЖД, точнее, на органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

Стоимость проезда на поездах – тоже старая проблема. Цены на краснодарское направление все также «кусаются»: в прошлом году стоимость плацкартного билета, например, в Анапу доходила до 6 тысяч рублей туда и обратно. В этом, соответственно, будет еще дороже.

Сталкиваются «детские» туроператоры и с проблемой топливных сборов. На днях стало известно о введении некоторыми авиакомпаниями топливного сбора на рейсах в Турцию ($50), еще ранее – в Болгарию ($20). Специалисты прогнозируют повышение топливных сборов в течение сезона.

Есть и другие проблемы в организации детского отдыха. Например, операторы едины во мнении, что требование Роспотребнадзора об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей численностью 8-12 человек – излишняя перестраховка, причем дорогостоящая. Детей обычно возят туда, где, в случае необходимости, всегда можно найти врача. А в группах бывает до 50 детей, значит, необходимо минимум 4 медработника. Где их взять? Их проезд, проживание и питание, понятно дело, оплачивают родители. А кто должен оплачивать работу этих сопровождающих?

Еще одно абсурдное требование: сопровождающий группы должен иметь медицинскую справку о состоянии здоровья. При этом у других пассажиров, которые едут в том же вагоне, аналогичные справки при покупке билета никто не требует.

Вообще с детьми сложнее работать, чем со взрослыми, и ответственность гораздо выше. Но именно в секторе детского отдыха самый большой процент возвратных клиентов. Если ребенок доволен лагерем, программой, педагогами, родители наверняка отправят его туда вновь. Часто они остаются клиентами турфирмы в течение нескольких лет, пока ребенок не закончит школу.

Туроператоры поделились с RATA-news своими предложениями по детскому отдыху и высказали мнение о ситуации с продажами.

 

Татьяна Иванова, генеральный директор компании «Диал-тур»: «Стоимость туров возросла примерно на 10%. Предлагаем Болгарию, Турцию, из новинок – Черногорию. Чаще всего спрашивают Турцию особенно знаменитый Banana Club в Алании и «Оранж кэмп» в Кушадасах. В Черногории хорошо идет лагерь «Цитрус». Очень хорош детский отдых в Болгарии.

Успешно продаем российский «Орленок», давно туда отправляем, ведь это старейший бренд. По цене он сопоставим с Болгарией, куда путевка на три недели стоит от 32 000 рублей с перелетом. В «Орленок»– от 31 000 рублей плюс билеты на поезд 6500 рублей».

 

Ксения Казакова, руководитель департамента детского и молодежного туризма компании «Пирамида-тур»: «На детский отдых идет активный спрос уже с начала февраля. Глубина продаж достигает середины августа. Популярность Турции возросла процентов на 50, там хорошо идет детско-молодежный центр Banana Club, есть полностью закрытые даты. Предлагаем Венгрию, Словакию, Болгарию, развиваем новое направление – Черногорию. И, конечно же, работаем с Подмосковьем, Анапой, Крымом.

Цены выросли на все направления на 15-20%. Российские лагеря в полтора-два раза дешевле, чем зарубежные: у нас трехнедельная смена стоит от 25000 рублей, в Турции аналогичное количество дней обойдется в среднем 35000-36000 руб. Для многих родителей дороговато».

 

Елена Моторина, руководитель московского офиса и департамента детского отдыха компании «Синяя птица плюс»: «Головной офис нашей компании расположен в Санкт-Петербурге, в Москве работаем только второй год. В этом сезоне решили не замахиваться на большие объемы по детскому отдыху, остановились на Болгарии и Черногории. Последняя лидирует по спросу, Болгария – по предложению. Черногорский «Фэнтези лэнд» заполнен на 60-70% (930 евро за 14 дней).

Один из болгарских лагерей – «Матрица» на курорте Белая лагуна, между Балчугом и Коварной – загружен на 70% (от 535 до 620 евро за 2 недели). Он рассчитан на активный отдых, туда едут танцоры, спортсмены и т.д. Другой лагерь – «Шпионские страсти» на Золотых песках (559 евро за 2 недели). Как следует из названия, там дети участвуют в уникальной ролевой игре плюс в очень насыщенной развивающей программе».

 

Татьяна Остапенко, генеральный директор компании «Согласие»: «Интерес к отдыху для детей выше, чем в прошлом году. Две трети наших предложений по России, треть – заграница: Болгария, Греция, Испания, Словакия, Турция, Мальта. Например, в Болгарии, предлагающей доступные для россиян цены, в один из наших лагерей путевка на три недели стоит 800 евро.

Популярнее «зарубежка», но предложений больше по нашей стране. Отправляем детей на Черное море – в Краснодарский край и Крым. Основная проблема – железнодорожная перевозка. Ничего не меняется к лучшему, несмотря на многочисленные обсуждения и обещания. Если авиакомпания нас обидит, мы уйдем к конкурентам, а здесь никуда не денешься, РЖД – монополист. Это целый клубок проблем, который, к сожалению, и к этому сезону не разрешился».

 

Леокадия Петрова, начальник отдела детского отдыха компании «Солвекс Трэвэл»: «Мы реализуем только заграничные детские программы этим летом. Наибольшим спросом пользуется Болгария: много вариантов перевозки, недолгий перелет, беспроблемная виза, относительно недорогие путевки. Но цены возросли на 20% за счет перевозки и курортного сбора (10 евро).

Работаем с открывшимся после реновации лагерем «Росица» в Кранево, в 25 км от Варны. Цена в высокий сезон – 756 евро за 2 недели, 978 – за 21 день. Второй лагерь – круглогодичный санаторно-оздоровительный комплекс «Камчия» при правительстве Москвы, своего рода «Артек» нового поколения, с уникальной инфраструктурой и анимационной программой. Стоимость трехнедельной смены в июле-августе – 53 350 руб.

 

Ирина Фатеева, генеральный директор компании «Ирида»: «В этом году мы делаем упор на международный детский центр «Занка» на озере Балатон. Центр хорошо рекламирует себя на нашем рынке, каждый год его представители бывают на туристических выставках. Лагерь действует с 1975 года, но полностью реновирован в последние годы. Цены не сильно поменялись к началу сезона, но перевозка выросла на 20 евро. Стоимость путевки на 14 дней составляет 695 евро с переездом на поезде Москва – Будапешт – Москва. Почти все места уже проданы группам, выезжаем 23 июня.

На этом направлении у нас хорошо организовано трехразовое горячее питание. И хотя это удорожает стоимость – плюс 1200 руб. туда и обратно, – родители очень довольны. Единственное пожелание к перевозке – чтобы РЖД учитывали, что мы везем детей, и гарантированно давали хорошие вагоны».

 

Наталья Панферова, RATA-news