Жанна Кира: «Глэмпинги заняли место между отелем и кемпингом, взяв лучшее от обоих форматов»
Президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира пришла в турбизнес из архитектуры. Она сама проектирует загородные отели и гостиницы, является автором более 30 проектов глэмпингов, разработала авторский модуль «дикого дома». Три года назад создала партнерство, чтобы объединить опыт российских и зарубежных предпринимателей. Собеседница RATA-news рассказала, как развивается отрасль, кто в лидерах и скоро ли появится ГОСТ на глэмпинги.
- Жанна, глэмпинг в России дороже или дешевле отеля? Что в нем есть, а чего нет по сравнению с более привычными форматами размещения?
- Глэмпинги могут быть разными. Можно разместить туриста за 2,5 тысячи рублей в сутки, а бывает и 20 тысяч рублей за ночь. Нужно понимать, что глэмпинг – это нестационарное строение. Мы заняли место между отелем и кемпингом, взяв лучшее от обоих форматов. От кемпинга – модульное нестационарное решение и необязательность обустраивать территорию; от экоотеля – гостиничный сервис, туристические услуги, комфортное размещение с кроватью и красивым интерьером. Иными словами, глэмпинг – это более комфортный кемпинг.
Важно добавить, что каждый такой объект являет собой пример устойчивого развития в туризме, поскольку часто находится в уникальной природной среде. Безусловно, возобновляемые источники энергии дорого обходятся и сильно влияют на окупаемость проектов, но мы продолжим с этим работать и культивировать устойчивость в туризме.
- Вы изучали мировой опыт развития глэмпингов. Какие страны сейчас в авангарде?
- Есть два крупных направления, на которые мы ориентируемся, они довольно сильно отличаются друг от друга, поскольку развиваются в разных климатических зонах. Первое – Великобритания, где работают уже 3,5 тысяч глэмпингов. Сам формат существует там около 15 лет. Такие проекты получили развитие из-за необходимости расширить номерной фонд на существующих сельхозземлях. В Британии есть музыкальный фестиваль, который проводится, наверное, лет 40. Говорят, однажды кто-то приехал туда с юртой и с кроватью. Это стало трендом, так появился формат глэмпинга. Второе направление – США.
Российский рынок сейчас находится где-то на одной ступени развития с Израилем. Недавно с нашей подачи там тоже появилась профильная ассоциация. Есть проекты в Китае. Встречаются очень интересные глэмпинги в Азии, в тропиках, у моря. Читателям я бы рекомендовала ознакомиться с главным профильным ресурсом по теме glаmping.com, где представлены практически все глэмпинги мира, можно посмотреть, как рынок развивается в других странах.
- Чьи глэмпинги сейчас на виду в России? Кто в лидерах?
- Есть спа-глэмпинг Les на территории Сочинского национального парка, собственники вложили в него десятки миллионов рублей. Пожалуй, на данный момент это самый капиталоемкий проект.
В Подмосковье существует глэмпинг «Под небом», который очень хорошо себя представляет, о нем все знают и говорят. Инициаторы проекта Сергей и Антон изначально рассматривали свою идею как бизнес, хотя для многих такие проекты скорее игрушка.
Объекты Russia Discovery и Aurora Village в Мурманске тоже прикольные, берут уникальностью мест размещения. Мне нравится проект «Лес.Море» на Алтае. Они, как и Les, хотели создать сеть глэмпингов, но пока увязли в двух локациях. Проект на Алтае включает шесть палаток, это дорогой вариант в красивом месте со вкусной едой. На первой встрече нашей ассоциации они были одними из хедлайнеров, рассказывали, как проходили свой путь. Модный молодежный проект, который основан московской тусовкой.
- Расскажите про саму ассоциацию. Сколько она объединяет членов? Чего достигли за три года существования?
- У нас собралась потрясающая молодая команда. Мы общаемся, дружим, делимся опытом. Есть специалист, который помогает предпринимателям выстраивать диалог на начальной стадии, есть Telegram-канал, где мы публикуем все новости отрасли. В ассоциации около 1000 человек. Мы оказываем помощь в случае каких-то проблем, например, если вас прогоняют с участка. Мы общаемся с Ростуризмом, с Минприроды, нам помогает Агентство стратегических инициатив.
В октябре планируется уже пятая встреча членов ассоциации. В прошлом году пришлось проводить свое мероприятие онлайн по понятным причинам. Однако даже в таком формате удалось обучить около 600 человек. Семинар провели в стиле глэмпинга: вечером попросили всех налить себе шампанского, спикеры выступали в красивых интерьерах с гирляндами, в конце ребята играли на гитарах. В общем, мы придумали очень динамичную механику.
В этом году мы бы хотели привнести на российский рынок все компетенции, которые сформировались в Великобритании. К нам подключился очень крутой специалист по организации мероприятий. С нами также будет работать Вера Адамович, международный специалист по глэмпингам. Мероприятие будет крайне полезным для отрасли. Все лидеры рынка получат от нас приглашения.
Мы участвуем во всех без исключения симпозиумах и обсуждениях. Подписываем соглашение со Сбербанком о том, что глэмпинги можно кредитовать. Вы знаете, что Ростуризм выдает гранты, в том числе на развитие глэмпингов.
- Какие проблемы чаще всего возникают у членов ассоциации, первопроходцев в теме глэмпингов?
- Самое главное, что всех тревожит – отсутствие в России правового поля для такого рода объектов. Часто проблемы возникают на особо охраняемых природных территориях, они просто не хотят работать с нами. Есть предприниматели, которые рвутся что-то сделать в Крыму, но им этого просто не дают, поскольку территория имеет статус заповедника. Дирекция опасается, что бизнес начнет заливать территорию бетоном и строить что-то капитальное. То есть система взаимодействия не выработана, хотя сейчас этот вопрос уже в процессе обсуждения. Есть также примеры, когда предприниматели ставят палатки, а местные ребята просто приходят и портят оборудование. Я знаю историю, когда из-за такого противостояния один глэмпинг просто пришлось закрыть.
- Есть ощущение, что и сами туристы пока настороженно относятся к формату глэмпинга. Достаточно вспомнить нашумевшую историю с объектом в Мурманске.
- История с негативным отзывом туриста об Aurora Village в Мурманске просто попала в медиа, поэтому о ней так много говорили. Это может произойти и с рестораном, и со стандартным отелем. У кого угодно можно найти пару негативных отзывов и раздуть целый скандал. Вообще могу сказать, что каждый предприниматель должен осознавать свои слабые места и моментально их устранять. Это и есть точка роста. Я сама езжу по российским глэмпингам и делаю видеозаписи для собственников бизнеса о плюсах и минусах проекта. Это важно, поскольку фото могут быть красивыми, а приедешь – и тебя встречает какой-то полупьяный дядька. Пример вполне реальный.
У глэмпингов обычно очень приятная целевая аудитория. Люди платят именно за атмосферу и особую обстановку. Мы продолжаем учиться капитализировать эмоции человека. В этом основная суть направления. Нужно понимать, как действует твой клиент, за счет каких факторов ты сможешь вызвать у него положительную эмоцию. Это может быть уникальное место, уникальный дом, уникальная костровая зона – любой первый позитивный запоминающийся опыт. В проекты часто закладывают самые необычные решения, вплоть до встречи заката под Вивальди с просекко. В один из проектов мы заложили освещение, которое «дышит». То есть ты идешь вечером по горам Алтая, а вся территория как бы вдыхает и выдыхает вместе с тобой за счет изменения освещения.
- Обучение в ассоциации – это платный сервис?
- Это коммерческий продукт. Наше мероприятие в октябре однозначно будет платным. Изначально мы сами себя спонсировали, но пришли к выводу, что если хотим заниматься темой глэмпингов профессионально, то должны развиваться. Мы уже немного подзаработали на обучающих курсах, и на эти деньги продолжаем развивать ассоциацию. Появился штат, люди ежедневно загружены работой.
- Читала на вашем сайте, что целью ассоциации является разработка своего рода ГОСТа на глэмпинги. Как продвигается эта работа?
- Эта работа идет, отнимает невероятное количество времени и сил. Думаю, к концу года ГОСТ можно будет представлять. Когда рабочая группа подготовит документ, мы отдадим его на растерзание всем членам ассоциации, будем учитывать каждую позицию и каждое слово.
- Как у вас складываются отношения с туроператорами?
- Есть глэмпинги, которые работают с туроператорами и довольно успешно, а есть те, кто сами создают себе турпоток. Первой из туристических компаний темой глэмпингов заинтересовалась Russia Discovery. Существуют менее крупные туроператоры, есть просто ребята из Абхазии, Владивостока, с Алтая, которые возят людей по уникальным местам, развивают свои группы в соцсетях, а потом подключаются к отелям и глэмпингам, находят точки пересечения.
- Вы недавно вошли в состав РСТ. Каковы ожидания от сотрудничества с союзом?
- Я член комитета РСТ по экологическому туризму. Нам важно общаться с другими профильными сообществами. Если мы включаемся в такую крупную структуру, как РСТ, то за нами настоящая сила. Это защита для нас и наших предпринимателей, а кроме того, дополнительная информационная поддержка. Нам важно быть вместе, поскольку РСТ обладает колоссальным опытом в туристической сфере. Мы будем рады видеть союз в числе своих партнеров на сайте и участвовать в его мероприятиях. И на нашу встречу членов ассоциации в октябре мы также ждем представителей РСТ.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news