Пегас с 18 октября

Люксовые отели в Москве смогли увеличить средний тариф за период пандемии

По данным консалтинговой компании JLL, единственным сегментом рынка сетевых гостиниц Москвы, который стабильно наращивал средний тариф в период 2020-2021 годов , стал люксовый. В то же время загрузка самых дорогих отелей столицы снизилась практически вдвое.

По итогам первого полугодия средний тариф (ADR) в люксовых гостиницах достиг 26,1 тыс. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19%, 2019 года – на треть. В результате столичный люкс приблизился к абсолютному рекорду первых шести месяцев 2018 года, когда на фоне подготовки к матчам чемпионата мира по футболу и их проведения тариф составил 30 тыс. руб.

По мнению руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яны Ухановой, такой значительный рост в годы пандемии обусловлен коронавирусными ограничениями: «В частности, люксовые отели стали выбирать в том числе москвичи, не имеющие возможности выехать, например, в Европу, для проведения праздников – 14 февраля, 8 марта и других. Спрос в сегменте люкс сегодня характеризуется доминированием индивидуального гостя и ростом популярности наиболее дорогих номеров в таких отелях. Фактически некоторые путешественники перераспределяют бюджеты, которые обычно тратятся на зарубежные поездки, в пользу роскошных внутренних путешествий. Всё это приводит к увеличению среднего тарифа».

В то же время нехватка группового спроса – как туристического, так и делового – приводит к снижению загрузки. В первые шесть месяцев текущего года заполняемость в люксовом сегменте составила 38% против 66% в тот же период допандемийного 2019-го. Правда, по сравнению с трудным 2020 годом показатель все же вырос на 14 п.п.

По словам г-жи Ухановой, в этом сегменте не наблюдается значительного снижения цен уже на протяжении 11 лет. Отельеры понимают, что, уронив ценник в кризисной ситуации, они долго будут восстанавливать его до прежних уровней.

В то же время показатель дохода на доступный номер (RevPAR) в люксе хотя и вырос по сравнению с прошлым годом до 9,8 тыс. руб., но все еще уступает 24% значению первого полугодия 2019 года.

В целом московский гостиничный рынок весной этого года постепенно восстанавливался от прошлогоднего влияния пандемии. Средневзвешенный тариф на брендированном рынке вернулся к уровню 2019 года – 7,4 тыс. руб. по итогам полугодия (6,7 тыс. руб. в аналогичном периоде прошлого года). Правда, этот рост обеспечен исключительно отелями высших категорий, тогда как объекты уровня 3-4*, просевшие в тарифе на 15-20% в прошлом году, пока не смогли восстановить цены.

Средневзвешенная загрузка брендированных гостиниц за первое полугодие выросла до 59% против 32% в аналогичном периоде прошлого года. В то же время текущий уровень серьезно уступает докоронавирусному 2019 году: тогда за первые шесть месяцев показатель превысил 77%. Самый значительный рост заполняемости по сравнению с прошлым годом зафиксирован в верхнем пределе среднего сегмента – 74% против 41% в первом полугодии 2020-го. Однако два года назад те же отели достигали загрузки 81%.

В настоящее время московские гостиницы активно принимают бронирования на мероприятия поздней осени и в первые месяцы 2022 года. Также на загрузку положительно влияют деловые выставки, активность которых восстанавливается. Туристический групповой сегмент пока осторожно относится к путешествиям в мегаполис и выбирает региональные туры в мини-группах либо индивидуальные поездки. Отсутствие зарубежных групп значительно ограничивают рынок в росте загрузки и не позволяют повышать стоимость номеров и дополнительных услуг.