Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Самостоятельных поездок кризис коснулся меньше, чем продукта туроператоров

08:36, 10 октября 2014

Туроператорский рынок и сегмент самостоятельного туризма по-разному отреагировали на кризис. Несмотря на общий спад выезда в европейские страны, поток клиентов турфирм, в частности, во Францию сократился гораздо заметнее, чем самостоятельных путешественников. Такое мнение высказали участники очередной встречи представителей французского и российского турбизнеса, организованной Агентством по развитию туризма во Франции (Atout France) в Москве 7 октября.

Учитывая череду банкротств туркомпаний, в падении интереса к их продукту и переходу клиентов к самостоятельному бронированию вроде бы нет ничего удивительного. Но этот тренд проявился еще «до того» – в первые шесть месяцев нынешнего года. Так, статистика Росстата (которую в Atout France считают неполной) за первое полугодие показывает, что выезд во Францию снизился всего на 1%. В то же время туроператоры уже весной говорили о сокращении объемов по Европе на 20 и более процентов.

«У нас по итогам зимнего сезона 2013/2014 количество российских ночевок выросло на 14% (всего было осуществлено более 300 тысяч ночевок). Сейчас падение объема бронирований на зимний сезон есть, но оно не равномерное. Крупные туроператоры жалуются на спад, а маленькие нишевые компании, специализирующиеся на горных лыжах, чувствуют себя хорошо. Клиенты идут к ним, несмотря на более высокие цены, чтобы избежать рисков из-за чартерных перевозок и больших блоков в отелях. Кроме того, лыжные курорты сообщают о заметном росте числа прямых бронирований через Booking.com и другие подобные сайты», – рассказала RATA-news Замира Изматова, представитель в России Комитета по туризму региона Рона-Альпы, где находятся самые популярные лыжные курорты Франции.

Эрик Боннель из офиса по туризму Валь Торанса добавил, что прошлой зимой спад российского потока составил 15%, а сейчас ситуация с бронированиями на зимний сезон неясна. У кого-то из операторов они идут стабильно, у кого-то спад. Большие надежды в Валь Торансе возлагают на открывшийся в конце прошлого сезона Club Med на 8 тысяч мест. На эту зиму новый отель получил уже более 1000 бронирований с российского рынка. Прошлой зимой пакеты с размещением в Валь Торансе и на других курортах продавал «Южный Крест», куда перешел горнолыжный департамент «Асента». После недавнего банкротства «Южного Креста» часть сотрудников лыжного отдела перешли в НТК «Интурист», который также планирует в этом году продавать зимние курорты Франции.

По словам представителя офиса по туризму Куршевеля Софи Жемен, ситуация с бронированием на зимний сезон сейчас примерно соответствует уровню прошлого года: «Постоянные клиенты уже оплатили отели, в которых они обычно отдыхают. Часть туристов ждет, видимо, в надежде на более интересные цены ближе к началу сезона».

Редуан Ияуи, представитель парижского Hotel Mayfair 4*, расположенного рядом с Лувром, рассказал, что в его гостинице сокращения российского сегмента вообще не произошло. И заметно растет доля прямых бронирований из России через интернет. В отеле Napoleon 5* на Елисейских полях, по словам менеджера по продажам Фабьена Бовале, также растет объем прямых броней, но общий поток туристов из России сократился примерно на 10%. Впрочем, это может быть связано с тем, что Maifayr – бутик-отель на 40 номеров, а Napoleon имеет 120 комнат.

Лор Пелетье из офиса по туризму и конгрессам курорта Антиб-Жуан-ле-Пен на Лазурном берегу также говорит о 10-процентном сокращении числа туристов из России. При этом Антиб, на который приходится 10% гостиничного предложения Лазурного берега, привлекает 15% всех российских туристов, приезжающих в регион.

Директор по туризму компании «Туртранс-Вояж» Роман Руденко считает, что падение туроператорского потока во Францию достигает 40%. «Нас также коснулся спад продаж, где-то мы смогли оптимизировать программы, где-то не смогли, но пережили это. В целом заработали меньше, чем думали, но и ничего не потеряли. Думаю, причины нежелания ехать за границу сейчас у людей, скорее, психологические, чем экономические», – говорит он. При этом автобусные туроператоры с большими опасениями относятся к предстоящему введению шенгенскими странами биометрии для российских заявителей на визы. По словам г-на Руденко, после того, как это было сделано в Казахстане, поток оттуда в Европу упал на 80%. Сдать отпечатки пальцев можно будет в консульствах и визовых центрах, а это, как правило, крупные города. Туристов из отдаленных регионов не захотят тратить дополнительные деньги, чтобы поехать или даже полететь в ближайший город, где у него возьмут биометрические данные. Особенно если речь идет о школьных группах.

«Мы уже примерно два года наблюдаем эту тенденцию – роста объема прямых заказов и падения броней через туроператоров, но сейчас она явно усилилась. Особенно это заметно по подаче документов на визу, в частности, в Москве: прямые обращения заявителей составляют сейчас 60-65%. При этом не могу сказать, что туроператорский спад компенсируется самостоятельными турами, так как на рынке все равно есть общее снижение потока. У нас пока нет статистики по гостиницам, но, судя по количеству выдаваемых виз (хотя этот критерий неточный, так как у многих есть мультивизы), а также по отзывам наших партнеров, мы оцениваем спад российского рынка в первом полугодии в 15-20%», – подчеркивает глава представительства Atout France в России Инесса Короткова. По ее словам, ситуация с бронированием горнолыжных туров на зимний сезон сейчас неплохая. Но и здесь тенденция ухода от туроператоров в интернет будет активно проявляться.

Новая ситуация на рынке, видимо, потребует от турагентств, привыкших к удобным продажам готовых пакетов, определенной перестройки. «Очевидно, что спрос на самостоятельные туры продолжит расти, и это требует больших усилий от турагентств, желающих сохранить клиентов. Им придется стать в большей степени «турагентами клиентов», нежели «агентами операторов»: чаще бронировать отели и перелеты через системы бронирования, получать больше информации о стране, чтобы иметь возможность консультировать туристов», – добавляет г-жа Короткова.

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно