Интурмаркет с 1 октября

Виктор Симонов: «Моей главной темой всегда были собаки»

В 32 км от Петрозаводска уже восемь лет работает собачий питомник, принадлежащий туристической компании «Скифы тур». Сюда с удовольствием приезжают туристы со всей России и из-за рубежа. Эта турфирма единственная в России предлагает многодневные групповые программы на собачьих упряжках, готова подготовить и провести любую по сложности экспедицию – хоть на Северный полюс, что, собственно, уже неоднократно делала. Руководитель компании Виктор Симонов (фото справа) – известный путешественник. Вдвоем со знаменитым Федором Конюховым (фото) в 2013 году они проехали от Карелии до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Этот маршрут – самым протяжённый в Арктике (более 4000 км). Экспедиция стартовала из Петрозаводска, основная ее часть прошла с использованием упряжек из ездовых собак.

В январе этого года в собачьем питомнике побывала группа участников «Школы комсомольского актива», об этом мы уже писали.

Виктор Симонов рассказал RATA-news об особенностях своей «собачьей работы», а также о том, зачем небольшой нишевой компании нужно становиться членом РСТ.

- Нишевые туроператорские компании по внутреннему туризму часто вырастают из клубов по интересам. У вас было так же?

- По большому счету, да. Даже название «Скифы» пришло из одноименного студенческого туристического клуба, которым я руководил около 10 лет. Решение создать компанию пришло в 2006 году. Моей главной темой всегда были собаки. Мы первыми в Карелии предложили туры на собачьих упряжках, и, насколько я знаю, мы единственные в России организуем такой вид многодневных программ, в том числе экспедиции на Северный полюс. Это наш абсолютный эксклюзив. Также предлагаем разнообразные активные туры: сплавы, велосипедные и пешие маршруты по Карелии.

- Сколько туристов в год вы обслуживаете, растет ли их число?

- Был небольшой застой в 2010-2011 годах, а сейчас с каждым годом туристов все больше и больше. За весь 2013 год мы приняли около 10 тысяч человек. По сравнению с 2012 годом прирост был на 20-25%, по итогам 2014 года, мне кажется, он будет еще больше. Только на январские праздники у нас бывает 3-4 тысячи заявок. Сейчас, на фоне сложной политической обстановки и роста курсов валюты, люди стали больше интересоваться внутренним туризмом.

Продвигать и рекламировать себя мы стараемся не напрямую, а с помощью экспедиций и других интересных мероприятий. Например, с 23 по 25 января 2015 года, в рамках этапа Кубка мира мы в четвертый раз года будем проводить в Петрозаводске интереснейшую гонку на собачьих упряжках. Она называется «По земле Сампо». Такие соревнования не только популяризируют этот вид спорта, но и вызывают интерес к нашим турам. Руководство Карелии поддерживает нашу идею сделать катание на собачьих упряжках зимним брендом региона.

- Нужна ли туристам особая подготовка, чтобы отправиться с тур на собачьих упряжках?

- Как правило, туристы выбирают короткие двух- и трехдневные программы. Такие туры выходного дня доступны даже абсолютно не подготовленным людям. Тем, кто хочет идти на упряжках по 7-10 дней, требуется более серьезная физическая подготовки. Если же речь идет об экспедициях – тем более. Там совершенно другие требования.

- Расскажите о самых востребованных турах. Сколько они стоят и как туристы проводят в них время?

- Один из самых популярных наших продуктов – трехчасовая программа «В гостях у хаски». Она включает 40-минутную экскурсию по питомнику, знакомство с каюрами и с собаками. К каждому животному можно подойти – погладить, пообщаться. Затем туристы помогают запрягать собак в упряжки и катаются на них. Желающие могут попробовать себя в роли каюров. По окончании программы – пикник в стилизованном чуме.

Еще один популярный тур – трехдневная программа по Пряжинскому району. В первый день туристы проходят инструктаж, выдвигаются из поселка Матросы, что в 30 км от Петрозаводска, добираются до поселка Киндасово на реке Шуя, ночуют в небольшом гостевом доме. На другой день группу ждет еще один переход на собачьих упряжках до очень интересной деревни Рубчейла. Затем ночевка в старинном карельском доме, хозяева которого встречают гостей в национальных костюмах, угощают традиционными блюдами. На третий день – радиальный выезд на озеро Сямозеро и завершение программы. За три дня туристы в общей сложности проезжают на собачьих упряжках около 80 км.

Также популярна поездка на собачьих упряжках на знаменитый остров Кижи. Но эту программу можно начинать только с 1 февраля, раньше не позволяет толщина льда Онежского озера.

По стоимости: трехчасовая программа с трансфером от Петрозаводска и обратно стоит 3,5 тысячи рублей на человека. Трехдневный тур – от 17 тысяч рублей в зависимости от количества человек в группе. Добираться из Москвы очень удобно: есть вечерний поезд, который прибывает в Петрозаводск рано утром. В 9 часов туристы уже на нашей базе и начинается программа. С учетом стоимости билетов на поезд или самолет продукт, в общем-то, получается недешевый, однако люди к нам приезжают из самых разных уголков России.

- Мы знаем, что вы занимаетесь еще более эксклюзивным направлением – организацией экспедиций. В чем особенности работы туристической компании в этой нише?

- Экспедиция – это штучный товар, который, как правило, готовится около полугода и даже дольше. В 2014 году, мы, например, организовали очень интересную экспедицию со студентами Петрозаводского госуниверситета: прошли на собачьих упряжках около 1000 км через всю Карелию с севера на юг. Длилась она две недели, участвовало 46 человек, а подготовительный период занял почти год. Часть студентов, которые отправились в эту экспедицию, – инвалиды, в том числе и с серьезными поражениями. Нам было интересно сделать то, что до нас никто не делал! Мы передвигались по бездорожью или заброшенным дорогам, ночевали в пустых домах в давно опустевших деревнях. Участники экспедиции проверили свои возможности, провели исследования о влиянии тяжелых нагрузок на организм.

С инвалидами мы работаем довольно давно. Развиваем направление канис-терапии – это оздоровление через общение с собаками. У нас уже есть некоторые исследования и результаты. Дело в том, что собаки очень хорошо влияют на детей с особенностями развития.

- Сколько экспедиций реально организовать в год?

- В этом году у нас было четыре экспедиции, все разные по времени, значимости и количеству участников. Например, мы подготовили и провели тренировку спецназа ВДВ на Северном полюсе и экспедицию по Карелии для группы из Германии. Также участвовали в совместном проекте «Яхта Петр I», которая под руководством капитана Даниила Гаврилова прошла из Санкт-Петербурга до Земли Франца Иосифа и на четыре дня заходила в Петрозаводск.

Экспедициями интересуются люди, которые хотят побывать в необычных условиях, испытать себя в экстремальных ситуациях, получить уникальный опыт. Около двух третей заявок поступает от россиян. Треть – от иностранцев, больше всего из Германии и Франции, но были группы из Норвегии и даже Чили.

- Можно ли расширить аудиторию экспедиций за счет «обычных» туристов и стоит ли это делать?

- Конечно, стоит. Однако все равно это ограничено возможностями и желаниями самих людей. Одно дело хотеть, а другое – мочь. Не каждый, например, способен осилить участие в экспедиции даже с финансовой точки зрения. Например, бюджет нашей двухнедельной экспедиции по Карелии со студентами был 2,5 млн. рублей. Две трети этой суммы – себестоимость подготовки к экспедиции, треть – оплата работы сотрудников и наш заработок.

- Как о вас узнают туристы и заказчики экспедиций?

- Около 10% клиентов приходят через сайт. Остальное – через операторов, с которыми мы сотрудничаем. Они продвигают наш продукт, знают, что это эксклюзив.

- Собаки у вас тоже необычные. Вы рассказываете гостям о приключения своих четвероногих друзей, ведь они много где побывали?

- Конечно! Некоторые наши собаки прошли 900 км сложнейшего пути по арктическому льду от Северного Полюса до канадского острова Орт Хант. Например, Черке, чукотская ездовая.

Это единственный в мире пес, который за все время существования ездового собаководства прошел всю Арктику. В 2006 году из России до Северного полюса, в 2013 году – от Северного полюса до Канады. Это уникальное животное, и в нашем питомнике с ним можно познакомиться, пообщаться и даже прокатиться на нем. Сейчас Черке девять лет, думаю, работать он будет еще года три, а потом отправится на пенсию. Обычно по завершении трудовой жизни мы стараемся устроить собак в семьи. Это здоровые, добрые животные, которые принесут радость в дом, просто они уже не могут напряженно работать. Но все индивидуально. У нас живут четыре довольно взрослые собаки. Например, 17-летний Чертик, «работает» наставником молодняка. Мы подсаживаем к нему щенков, и он их по-своему воспитывает.

- Кого больше в штате «Скифы-тур» – людей или животных?

- У нас 65 собак и 10 человек. Непосредственно с животными заняты четыре человека. С недавних пор у нас появились две лошади: мы решили развивать еще одно направление и первыми в Карелии предложили конные туры, в том числе и многодневные. Этим летом приняли четыре группы и на зиму тоже подготовили предложения.

- У вас при питомнике есть гостевой дом. Вы используете его только для своих программ?

- Этот дом появился у нас, потому что без крыши над головой сложно содержать питомник. Сейчас в нем 8 двухместных номеров, но загружаются они специфически. Дом, естественно, задействован в наших программах, но бывают и дополнительные заявки. Правда, когда мы объясняем, что рядом собачий питомник и ночью животные могут, например, все разом завыть, не каждый соглашается на такое размещение. Но мы и не ставим такой цели.

- Расскажете, какие мотивы побудили вас вступить в РСТ?

- Наверное, наступил момент, когда захотелось делиться с коллегами тем, что я знаю и умею. Меня к этому решению подтолкнула коллега, директор петрозаводской компании «Лукоморье» Ольга Лукина, в том числе и для того, чтобы в Карелии открылось региональное отделение РСТ. Профессионалам внутреннего туризма обязательно нужно объединяться, ведь когда власти берутся за реформирование отраслевого законодательства, они не берут во внимания особенности работы небольших нишевых компаний, например, таких, как наша. Я считаю, что на таких небольших интересных фирмах и должен держаться внутренний туризм, и их должно быть как можно больше.

В сентябре мне довелось побывать с РСТ на форуме в Прибалтике. Он показал, что будущее за маленькими туристическими предприятиями с разнообразными уникальными и интересными предложениями по отдыху. И за энтузиастами, которые все это придумывают и продвигают.

 

Анна Вальцева, RATA-news