Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Турбизнес выдержал стресс-тест

02:32, 10 декабря 2015

Итоги четвертого квартала 2015 года, скорее всего, будут для турбизнеса самыми удручающими за последние десять лет. Тем не менее отрасль успешно прошла стресс-тест, продемонстрировав устойчивость на фоне серьезного системного кризиса. Об этом на форуме «Онлайн-трэвел в России: итоги 2015 года» заявил генеральный директор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. «Еще год назад основные игроки рынка сделали правильные выводы и решительно диверсифицировали свой бизнес, сократили объемы. В новый виток кризиса они вошли уже подготовленными. О том, что их могло ждать, говорит судьба «Трансаэро», продолжавшей вести бизнес без учета новых реалий», – пояснил г-н Горин.

С 2014 года количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, сократилось на 69% – с 2050 до 650. При таком «естественном» сокращении рынка, как полагает г-н Горин, вряд ли стоит ждать в 2016 году громких банкротств. По его мнению, на рынке остались наиболее сильные игроки, многие из которых в том числе переориентировались на внутренний туризм. Однако ситуация остается непростой, и рынок продолжит сжиматься: «При оптимистичном варианте развития событий в стране останется около 500 туроператоров, при негативном варианте – порядка 300», – считает г-н Горин.

Идет дальнейшее укрупнение игроков рынка. В частности, «Випсерис» продемонстрировал рост по итогам 2015 года: оборот компании прибавил 17%, увеличившись с 76 млрд. до 89 млрд. рублей, продажи авиа- и железнодорожных билетов выросли на 15%. Рост продаж онлайн-трэвел агентства Biletix, b2c-проекта холдинга, также вырос на 17%. Однако в будущем году г-н Горин роста не ждет: задача состоит в сохранении финансовых и операционных показателей 2015 года.

Согласно исследованию PwC, сейчас более половины россиян используют интернет при планировании своих поездок. Генеральный директор Biletix Александр Сизинцев согласен с этим выводом: «Именно самостоятельные туристы не дали онлайн агентствам упасть так же сильно, как туроператорам, после закрытия Египта и Турции. На эти страны приходится не слишком большая доля бронирований на нашем портале, но мы все равно почувствовали бы. Однако снижения не было, самостоятельные туристы туда едут по-прежнему».

При этом онлайн-трэвел агентства фиксируют новые тенденции в бронировании. Если в 2013 году в Biletix глубина бронирования составляла 3,4 недели, в 2014 – 2,5 недель, то в 2015 она дошла до полутора недель. При этом продажи авиабилетов все больше концентрируются в Москве, а самыми популярными направлениями 2015 года стали Симферополь (5,5% от всех продаж), Сочи (3,5%), Тель-Авив (2%), Кишинев, Минводы, Краснодар, Рим, Калининград, Барселона и Стамбул. Характерно, что четвертую строчку занял Кишинев, имеющий слабое отношение к туризму, а туристические направления сместились в конец рейтинга. Радует, что лидеры новогодних продаж выглядят все еще вполне традиционно: Сочи, Минводы, Милан, Рим и Мюнхен.

Сервис «Яндекс.Авиабилеты» также отмечает изменения в поведении своих пользователей. По словам менеджера портала Анны Винокуровой, россияне за прошедший год гораздо чаще интересовались туризмом вообще, туристическими возможностями Крыма, туроператором «Библио Глобус», авиакомпанией «Трансаэро», а также Турцией. Это – вполне ожидаемые результаты. Но есть и новости: заметно выросло, например, число запросов по турам и санаториям. Они сейчас, практически на равных с авиа- и железнодорожными билетами, а также отелями, входят в пятерку лидеров. «Яндекс» также отметил повышенный интерес россиян к автобусным путешествиям. Жители всех городов страны стали в среднем на 40% чаще обращаться к порталам самостоятельного бронирования, но наибольшую активность проявили в небольших городках, с населением до 100 тыс. При этом, по словам г-жи Винокуровой, речь идет, в первую очередь о категории дохода «ниже среднего».

Интересны также результаты опроса пользователей «Яндекса», который охватил российские города с население более 100 тыс. человек. Полученные TNS Web Index данные говорят о том, что туристическое поведение пользователей портала в 2015 году практически не изменилось по отношению к 2014: чуть более 61-62% составляют те, кто не совершал в течение года ни одной поездки за рубеж, 33-34% – совершили по 1-2 поездки, 4% – 3-5 поездок, 1% – по 6 поездок и более. То есть доля аудитории, совершавшей поездки за границу, стабильна, резюмирует «Яндекс».

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно