Новость о появлении инвестора у «Жемчужной реки» сыграла злую шутку с туроператором и туристами
Вечером в пятницу, 7 декабря, авиакомпания «ИрАэро» распространила сообщение о приостановке перевозки на Хайнань клиентов «Жемчужной реки» из-за долгов оператора. Похоже, недавнее сообщение о появившемся у «Жемчужной реки» гонконгском инвесторе сыграло злую шутку с туроператором и его клиентами. Судя по всему, «ИрАэро», которая до этого терпеливо ждала погашения долгов, восприняла новость максимально практично и потребовала, раз уж появился «кошелек», оплатить все предыдущие и последующие рейсы.
«Авиакомпания «ИрАэро» в связи с образовавшейся задолженностью за фактически выполненные авиарейсы в Хайкоу и Санью, принимая во внимание систематические нарушения графика платежей и погашения задолженности туроператором «Жемчужная река», учитывая отсутствие оплаты за предстоящие авиарейсы и непокрытие депозита, с 20:00 по московскому времени 7 декабря 2018 года приостанавливает программу полетов в Санью и Хайкоу, а также перевозку туристов «Жемчужной реки» по всем ранее согласованным маршрутам, в том числе Хабаровск, Челябинск, Уфа, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Кемерово, Москва до полного погашения существующей задолженности», – говорится в пресс-релизе.
По предварительным оценкам авиакомпании, в Хайкоу на момент распространения информации находилось около 1500 туристов «Жемчужной реки». От туроператора никаких комментариев не поступало, руководство на звонки не отвечает. Мобильный телефон представителя пресс-службы, которая после пресс-конференции 6 сентября просила журналистов присылать тексты на согласование, с вечера 7 декабря заблокирован.
Ранее на прошлой неделе «Жемчужная река» объявила о приостановке полетов на Хайнань из шести городов за Уралом, которые выполняла авиакомпания «Алроса». Объясняя причины, руководство оператора ссылалось на проблемы с согласованием слотов в аэропорту Саньи, с которым столкнулась перевозчик. На пресс-конференции в Москве в четверг, 6 декабря, коммерческий директор «Жемчужной реки» Евгений Косинков сказал, что компания рассчитывает возобновить полеты из этих городов после Нового года, а в отсутствие необходимых разрешающих документов перевести программы, где это возможно, на «ИрАэро».
Рейсы «Алросы» из Томска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерова, Читы и Благовещенска выполнялись еженедельно. По нашей информации, на прошлой неделе перевозчик выполнил запланированные по расписанию возвраты, однако наверняка у оператора были клиенты, которые приобрели не недельные, а более продолжительные туры, поэтому есть вероятность, что на Хайнане в данный момент находятся не только пассажиры «ИрАэро».
Еще раньше, в конце ноября, партнеры «Жемчужной реки» получили информацию, что ранее анонсированные полетные программы в аэропорт Санья на Хайнане из Новосибирска, Иркутска и Владивостока отменяются. В рассылке, которую получили агентства, говорится, что это произошло «по решению авиакомпании».
30 ноября вылет самолета Pegas Fly из аэропорта Жуковский в Хайкоу был сильно задержан, а следующий – 2 декабря – отменен. Пассажиры, которые должны были лететь этим рейсом на отдых, были перевезены компанией «ИрАэро» в Санкт-Петербург, и уже оттуда – этим же перевозчиком, но уже 3 декабря – на Хайнань. Источник в Pegas Fly сообщил RATA-news, что туроператор свои финансовые обязательства не исполнил, несмотря на то, что авиакомпания по его просьбе даже снизила размер депозита. Поэтому перевозчик решил приостановить сотрудничество с оператором «в строгом соответствии с договором».
Тем не менее, на встрече с журналистами 6 декабря оператор представил инвестора – гонконгскую компанию Aviation Service (HK) Limited, о соглашении с которым стало известно в начале прошлой недели. Заявлялось, что она вошла в проект на правах инвестора и с возможностью контроля и планировала направить около $100 млн. на «оптимизацию текущей операционной деятельности» и «дальнейшее развитие популярного направления».
Представитель инвестора Алексей Сумченко сообщил о намерении поддержать две компании – «Жемчужную реку» и «ИрАэро», однако после короткого заявления покинул зал, не дождавшись вопросов журналистов. На сайте Aviation Service (HK) Limited говорится, что компания с 2015 года специализируется на оперировании перевозок на широкофюзеляжных самолетах между Азией и Европой и имеет офис, в том числе, в России. На пресс-конференции было сказано, что она как агент, представляющий интересы перевозчиков, будет отвечать за решение проблем, связанных с организацией перелетов, получением всех необходимых разрешений на полеты и слотов в аэропортах.
Похоже, именно сообщение о появившемся у «Жемчужной реки» инвесторе сыграло злую шутку с туроператором и его клиентами. Судя по всему, «ИрАэро», которая до этого терпеливо ждала погашения долгов, восприняла новость максимально практично и потребовала, раз уж появился «кошелек», оплатить все предыдущие и последующие рейсы.
«ИрАэро» имела согласованные маршруты (часть из них уже выполнялась, часть должна были начаться в декабре) с вылетом из Хабаровска, Челябинска, Уфы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Кемерова, Москвы. Перевозчик сообщил, что до вечера 7 декабря он ожидал платежа по графику от оператора, однако этого не произошло. Пассажиров, которые должны были лететь в этот день из Челябинска в Хайкоу, авиакомпания разместила в гостинице, а туристов, ожидающих обратной отправки, предполагалось вернуть в Россию 8 декабря. Всем остальным клиентам, застрявшим на Хайнане, «ИрАэро» порекомендовала обращаться в «Турпомощь», продемонстрировав тем самым свою некомпетентность: по закону «Турпомощь не подключится к разрешению ситуации, пока туроператор не объявит о приостановке деятельности.
По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, «ИрАэро» должна вывезти с китайского острова Хайнань клиентов «Жемчужной реки независимо от наличия или отсутствия у них обратных билетов: «Напомню, что постановление правительства РФ от 22 сентября 2014 года обязало туроператора выдавать туристу все документы, включая обратный билет, за сутки до начала путешествия, а с 2017 года соответствующие поправки внесены в закон «Об основах туристской деятельности». Билет – это договор между пассажиром и авиакомпанией. Так что, если обратные билеты у туристов есть, перевозчик обязан доставить пассажиров до места назначения и вернуть обратно. Но даже если обратных билетов нет, авиакомпании все равно придется возвращать туристов, поскольку никто не заставлял ее везти пассажиров в Китай неоплаченными рейсами».
С Хайнаня, тем временем, поступает информация от россиян, которые не могут вылететь с домой. Судя по некоторым сообщениям, их возили по городу, предоставляют экскурсии или отправляют на продолжительные прогулки. Ситуация осложняется тем, что туристы въехали на остров по групповой визе и только так же могут его покинуть. Между тем, действие визы закончилось в прошедшую субботу, так что россияне сейчас находятся на Хайнане фактически нелегально.
Помимо туристов, у которых сейчас возникли сложности с возвращением домой, пострадают также люди, которые приобрели путевки «Жемчужной реки» на ближайшее время и не смогут ими воспользоваться. Глубина продаж, судя по программе онлайн-бронирования, была до середины января 2019 года. Даже если предположить остановку деятельности туроператора, то маловероятно, что клиенты получат полную стоимость несостоявшихся туров. В федеральном реестре туроператоров компания представлена двумя юрлицами – «Тревел Дизайнерс» и «Геркулес Тревел», оба они застрахованы в СК «Орбита» на 10 млн. рублей. Примечательно, что, судя по информации в реестре, «Геркулес Тревел» в предыдущем году обслужил 47 туристов, а «Тревел Дизайнерс» – 45.
На сайте Ростуризма сообщается, что сегодня, 10 декабря, планируется провести совещание по проблемам «Жемчужной реки» с участием представителей Минтранса, Росавиации, туроператора, авиакомпании «ИрАэро», а также ее агента – компании «Эверейт».
Анна Вальцева, RATA-news