Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Авиаперевозчики выкручивают туроператорам руки в рамках закона

«Ланта-тур вояж» 28 января объявила, что приостанавливает работу из-за финансовых проблем. Авиакомпании отказались обслуживать клиентов туроператора, не дождавшись от него денег за билеты. В Италии, Таиланде, Индии и Индонезии отельеры стали требовать у туристов повторно оплатить отдых. Ответственность туроператора на 100 млн. руб. застрахована в «Ингосстрахе», на 30 января страховщик принял более 200 заявлений.

«Ланта-тур» – большая компания, по собственным данным, ее оборот в 2009 г. был 3,3 млрд. руб. Проблемы, которые у нее возникли, характерны для рынка в целом, считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). По ее словам, в 2010 г., после кризиса, операторы стали сильно наращивать перевозку, спровоцировали массовый демпинг – и провалились. «И в прошлом году ситуация не исправилась: пиковые месяцы – июль и август – оказались самыми убыточными, плохо продавались и новогодние праздники». По оценкам РСТ, сейчас с прибылью продается не более 15% путевок, а 40% – ниже себестоимости. Так, туры в Доминикану продаются на $230 дешевле себестоимости, в Индонезию – на $240, в Таиланд – на $260, в Индию – на $300, на Кубу – на $320, во Вьетнам – на $350.

Спрос и выручка падают, а расходы операторы быстро сократить не могут – они связаны жесткими контрактами с авиаперевозчиками, говорят несколько владельцев крупных туркомпаний. «Прошлой осенью в Таиланде произошло наводнение, но авиакомпании не хотели снимать лишние рейсы. Даже притом что МИД РФ рекомендовал россиянам не ездить в Бангкок! Туроператоры теряют деньги в любом случае: либо это депозит – 10% от стоимости сезонной программы, который остается в авиакомпании, если блочник или заказчик рейса отказывается от перевозки, либо убытки от нереализованных кресел», – рассказывает Тюрина. Источник в крупном билетном агентстве говорит, что депозит – чаще всего стоимость рейсов за неделю.

«Еженедельно блок мест "Ланты" у "Трансаэро" составлял 1700 кресел, у "Аэрофлота" – 600, и оператор обязан их оплачивать – даже при том, что загрузка самолета в среднем 67%», – рассказал источник, близкий к «Аэрофлоту». «Отказаться нельзя. Тебя оштрафуют и лишат контракта на следующий сезон», – объясняет владелец туристической компании. По его словам, лидеры рынка авиаперевозок ввели для туроператоров что-то вроде круговой поруки: самолет делится между крупными игроками блоками по 100-150 мест. В случае отказа одного из участников пула на него налагается штраф, а места обязаны реализовывать другие.

Авиакомпании упреки в свой адрес не принимают: туроператоров никто не заставляет подписывать такие контракты. «Пусть берут меньшие блоки как субагент, но работа в качестве авиаброкера – одна из статей дохода крупных туроператоров», – указывает представитель «Трансаэро». Долги «Ланта-тур» перед «Трансаэро» – около 30 млн. руб., говорит источник в авиакомпании.

«Мы действуем в рамках закона, – вторит коллеге представитель «Аэрофлота», – часто идем компаниям навстречу. Так было и с "Лантой"». По его словам, сотрудничество было остановлено, когда ситуация вышла «за грани разумного»: «Депозит компании составлял 27 млн. руб., а долг – 63 млн. руб.». А по условиям контракта долг не может превышать депозит более чем в два раза, и эту границу компания перешагнула еще в конце декабря.

«Очевидно, что "Аэрофлот" и "Трансаэро" – крупнейшие игроки, и этим пользуются, но они действуют в рамках закона», – считает глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. (Ведомости)